Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

«Отунбаева-Текебаев-Кулов полезное трио для Кыргызстана в переходный период», - считает российский политолог

30 Сентября, 16:44  /   Обновлено в 16:44 30.09.2010

Алматы. 30 сентября. КирТАГ- Алмас Жумабаев. Накануне парламентских выборов в Кыргызстане российский политолог Александр Князев в интервью КирТАГ дал свою оценку происходящим событиям в стране. - Какие плюсы и минусы в действиях временного правительства во главе с Розой Отунбаевой вы

Алматы. 30 сентября. КирТАГ- Алмас Жумабаев. Накануне парламентских выборов в Кыргызстане российский политолог Александр Князев в интервью КирТАГ дал свою оценку происходящим событиям в стране.

 

- Какие плюсы и минусы в действиях временного правительства во главе с Розой Отунбаевой вы могли бы отметить?

 

- Правильнее начать с недостатков. Главная ошибка временного правительства - допущение межэтнического конфликта в Ошской и Жалал-Абадской областях, в результате которого погибло 2 тыс. человек.

Но ситуация на этом не закончилась. Существует высокая вероятность возобновления этого конфликта. Если исключить эти события, в целом, правительству удалось удержать ситуацию в более или менее мирном русле. Несмотря, на то, что еще в апреле и мае имели место попытки со стороны Бакиевых и их сторонников учинить провокации. Этот конфликт возник не в период правительства Отунбаевой, поэтому ей можно поставить в укор, только то, что  они не смогли предотвратить человеческие жертвы.

Большая заслуга временного правительства в том, что, несмотря, на юридическую сложность ситуации после свержения Бакиева, ему удалось легитимизировать основные органы власти. И, если с оптимизмом смотреть на предстоящие парламентские выборы, то можно надеяться, что ситуация войдет в нормальное русло.

Налицо признание Кыргызстана, как субъекта международной жизни его основными партнерами и мировыми державами. Сейчас очень важно, чтобы выборы прошли без конфликтов и провокаций. Нужно, чтобы парламент начал конструктивно работать, и на этом болезненном периоде, начавшемся с апрельских событий, можно было бы поставить определенную точку.

- Как вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в Кыргызстане?

 

- Об успехах говорить трудно. В период Бакиева экономика была сильно деформирована под интересы правящей семьи его окружения. Очень сильно пострадали банковские и финансовые сферы и разорваны связи с многими внешними партнерами, в частности существовал конфликт вокруг российских кредитов.

Затронуты интересы многих внешних партнеров, в частности, казахстанских компаний, работавших в Кыргызстане. В этом плане ошибки исправлены.

Но другое дело, отношения с внешними партнерами. Хотя, этот фактор экономики не так быстро отражается на социальной жизни страны. А в этой сфере ситуация, как раз более чем критическая. И я убежден, что сейчас, помимо возобновления нормального функционирования экономики вообще, нужно принимать экстренные меры по поддержанию социальной сферы. Прежде всего, это обращение к внешним донорам, инвесторам, партнерам по предоставлению помощи. Собственно, что и делают сегодня власти Кыргызстана.

Внутренних ресурсов, чтобы вывести ситуацию из кризиса, у республики просто нет.

 

- Насколько, на ваш взгляд, доверяют граждане страны временному правительству?

 

- Мне кажется, о доверии говорить еще рано. Менее политизированная часть населения просто стоит перед фактом. У большинства из них нет желания пережить еще одну революцию. Поэтому они вынуждены мириться с тем, что есть.

На мой взгляд, временное правительство еще не завоевало окончательного доверия, но у него есть потенциал, что с окончанием политических трансформаций и проведения выборов, ему удастся направить ситуацию в то русло, когда можно будет заниматься больше социально-экономической сферой, которая волнует людей в первую очередь, нежели политикой.

 

- Какова роль таких мировых игроков, как США и Россия в Кыргызстане?

 

- События, начиная с 7 апреля, показали редкий случай геополитики, когда не было противоречий между интересами США и России. Все их усилия, удачные и неудачные, были направлены на то, чтобы повернуть ситуацию в мирное русло, легитимизировать политический процесс в Кыргызстане. С помощью России, США и Казахстана - как председателя ОБСЕ, удалось вывезти Бакиева за пределы республики, тем самым предотвратить гражданскую войну.

Поэтому сейчас я не вижу никакой борьбы интересов между Россией и США.

У руководителей России и США нашлось понимание того, что реализация своих эгоистических интересов, сейчас не своевременна, так как ситуация в любой момент может усугубиться, и тогда никто от этого не выиграет. Присутствует понимание, что нужно привести республику в нормальное состояние и запустить механизмы нормального развития, и тогда интересы уже могут расходиться в рамках мирного политического процесса.

Даже те критические замечания президента России о неприемлемости для Кыргызстана парламентской формы правления, не внесли охлаждения в отношения двух стран. Россия сейчас ведет очень умную политику, не складывая все яйца в одну корзину, взаимодействуя со всеми политическими силами в стране. Я думаю, это правильная позиция, не делать ставку на одну персону.

 

- Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Кыргызстане?

 

- Пока нет фактов, говорящих о том, что политическая борьба проходит с использованием грязных технологий. Все проходит достаточно корректно.

Вызывают беспокойство некоторые участники этого процесса, в частности, партия «Ата-Журт», сегодня в своих заявлениях предполагают возможность каких-то конфликтов, а также то, что выборы пройдут нечестно. К счастью, это относится только к отдельным партиям, которых немного.

Единственная опасность, которую я больше всего боюсь, то, что партии юга страны, попытаются сорвать выборы, чтобы спровоцировать новый виток выступлений в Оше и Жалал-Абаде. На мой взгляд, именно там, на юге, электорат и большинство политических партий не заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись.

 

- Ваши прогнозы, относительно шансов партий, идущих на выборы?

 

 - По всем опросам лидирует партия «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева. (В Кыргызстане большинство партий лидерского типа). Текебаев - южанин, тем не менее - это один из старейших кыргызских политиков. То есть, ему удалось обрасти за это время электоратом и на севере страны.

Следующими я поставил бы две партии: «Ар-Намыс» Феликса Кулова и СДПК Алмазбека Атамбаева. У них электорат, в основном, находится на севере, на юге - слабая поддержка. «Ар-Намыс» в Бишкеке может опередить и «Ата-Мекен».

Дальше следует партия «Акшумкар» Темира Сариева. Это чисто северная партия. У нее есть очень хороший потенциал, электорат у нее сильный, но не массовый.

Затем стоит обратить внимание на партию «Ата-Журт». Члены этой партии - бакиевские люди, выходцы из Жалал-Абадской области. Кроме бывшего мэра Бишкека Наримана Тюлеева. У него сохранились еще позиции в столице, он и будет призван привлечь к себе электорат на севере. Также эту партию можно назвать националистической. Все их заявления, несомненно, оттолкнут от себя все некыргызское население, а также всех здравомыслящих избирателей.

По идеологии все партии, за исключением «Ата-журта», достаточно умеренные.

Что касается политических и социально-экономических программ, то все они одинаковые. Отмечу, что нет антироссийских партий. Вектор развития здесь четко очерчен: главный партнер -  Россия, затем Казахстан, Узбекистан, Китай, как ближайшие соседи. В отношении с США никто не выступает за конфронтацию, но вопрос дружбы стоит на втором плане.

Но при любом раскладе, уже всем понятно, что монополия одной партии  в парламенте исключается. Конечно, все 29 партий не пройдут, максимум 6-7. И из них 2-3 будут доминировать. Скорее всего, это будет «Ар-Намыс», «Ата-Мекен» и СДПК. При таком результате, в парламенте будет хорошая рабочая атмосфера, когда решения будут приниматься не одной партией при единогласном голосовании, а обсуждением.

Учитывая новую Конституцию КР и выборы в парламент, я вижу оптимальным сочетание такого расклада политических сил, при котором Роза Отунбаева будет президентом, Текебаев- спикером парламента и Феликс Кулов- премьер-министром. Эти люди достаточно равновесны между собой и смогли бы найти некий баланс при распределении функций.

Это очень полезное трио для Кыргызстана в переходный период.

 

- Встреча лидеров партий «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» с главами государств России и Казахстана у вас не вызывает вопросов?

 

- Это должно вызывать вопрос у кыргызского электората, потому что это сигнал для него. Руководства России и Казахстана продемонстрировали, какие лидеры и партии заслуживают их доверия. Это не есть вмешательство во внутренние дела Кыргызстана, это мнение российской и казахстанской стороны.

 

- Насколько для Кыргызстана приемлема парламентская форма правления?

 

- Это первый эксперимент на всем постсоветском пространстве. Шансы для того, чтобы утвердиться в этой форме правления, есть. Но есть вероятность возврата к президентской форме правления, в силу незрелости политических сил, которые будут в парламенте.