Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Нурдин Илебаев, министр госимущества Кыргызстана: «Приватизации – прозрачность, госкомпаниям – доходность!»

25 Февраля, 15:54  /   Обновлено в 15:54 25.02.2011

Бишкек. 25 февраля. КирТАГ - Кайыргуль Урумканова. После апрельской революции в Кыргызстане развернулась кампания по национализации незаконно приватизированных активов. В ходе разбора деятельности прежней власти и «правящих семей» начали всплывать и другие интересные факты по незаконной

Бишкек. 25 февраля. КирТАГ - Кайыргуль Урумканова. После апрельской революции в Кыргызстане развернулась кампания по национализации незаконно приватизированных активов. В ходе разбора деятельности прежней власти и «правящих семей» начали всплывать и другие интересные факты по незаконной приватизации госсобственности и захвату бизнес активов.

О дальнейшей судьбе крупнейших компаний Кыргызстана корреспондент КирТАГ беседует с министром государственного имущества Нурдином Илебаевым.

 

Вопрос приватизации стратегических объектов в Кыргызстане волнует многих. К примеру, какова дальнейшая судьба приватизированных до апрельских событий стратегических объектов «Кыргызтелеком» и «Северэлектро»?

 

- Результаты тендеров по этим предприятиям отменены. «Северэлектро» возвращен в государственную собственность. Тоже самое касается «Кыргызтелекома». В чем была ошибка предыдущих тендеров, почему результаты по ним не прошли? Потому что, откровенно говоря, была занижена стоимость этих объектов, а это идет в противоречие с интересами государства.

 

Во сколько оценивались эти объекты?

 

- «Северэлектро» хотели продать за $3 млн, «Кыргызтелеком» оценивался в $41 млн. В то время, как активы «Кыргызтелекома» по бухгалтерскому балансу на сегодня составляют более 4,5 млрд сомов или около $95 млн, это только бухгалтерский баланс. Поэтому, по нашему мнению, $41 млн - это заниженная оценка, которая была определена соответствующей оценочной компанией. В настоящий момент мы снова поднимаем этот вопрос. Общественность не может не интересовать вопрос приватизации объектов, тем более стратегических. Поэтому все наши действия мы будем освещать в СМИ. Скажу так, за 20 лет существования Кыргызской Республики, поступления в бюджет от приватизации составили около 2 млрд сомов. Мы хотим реально увеличить указанные государственные доходы.

 

Сколько объектов было приватизировано?

 

- Это были разные объекты, но, как правило, небольшие. На сегодня остались не приватизированными стратегические крупные объекты. Порядка 200 объектов, которые идут по программе приватизации на 2008-2012 годы. Последние изменения в нее были внесены в июне - ноябре 2010 года уже временным правительством. Были проведены определенные изменения, часть объектов возвращена в госпрограмму. На так называемую стандартную приватизацию, будут выставлены небольшие объекты, по крупным стратегическим объектам вопрос будет выноситься на рассмотрение Жогорку Кенеша в установленном порядке.

 

Что на повестке дня работы Вашего ведомства?

 

- Вопрос №1 - повышение прозрачности процесса приватизации. Мы хотим обеспечить интересы государства, и участие общественности. Нами подготовлен проект постановления правительства о дополнительных мерах по повышению прозрачности приватизации. Проект согласован с другими министерствами и направлен в правительство. Его суть в том, что при проведении приватизации крупных, стратегических и национализированных объектов, мы в обязательном порядке будем приглашать в конкурсные комиссии по одному депутату от каждой фракции Жогорку Кенеша, представителей правоохранительных органов, счетной палаты, генпрокуратуры, представителей НПО, гражданского сектора. Так что в каждой комиссии будут представители общественности по полному спектру.

 

Сколько объектов по госпрограмме подпадают под приватизацию?

 

- Я упоминал стратегические объекты. Например, по «Кыргызтелекому» уже подготовлен проект постановления, он находится на рассмотрении. Стартовая цена на аукционе, думается, будет не меньше $100 млн. Однако более точную оценку даст независимая оценочная организация. В обязательном порядке предусматривается освещение в СМИ не только итогов приватизации, но и хода тендеров. Вся информация будет постоянно выкладываться на сайт министерства госимущества.

 

Есть установленные сроки по продаже «Кыргызтелекома»?

 

- Все зависит от комиссии, инструкциям и положению. Процесс приватизации в свое время уже был отработан на неудавшемся конкурсе по приватизации. Вся нормативная часть, все инструкции, положения тендерного процесса в целом готовы, но это надо актуализировать. На это уходит много времени. Поэтому, если правительство с нами согласится на приватизацию государственного пакета - 78% акций, то он будет выставлен на продажу. Оценочная организация, которая определит стоимость пакета, будет выбрана комиссией в установленном порядке. Только после этого будет проведен непосредственно процесс приватизации. Мы собираемся разослать приглашения всем крупным телекоммуникационным компаниям мира, во все международные организации с предложением принять участие в аукционе. Будет полномасштабное информирование общественности.

 

78% акций - госпакет, будут приватизированы, а у кого остальная часть?

 

- Остальная часть находится у юридических, физических лиц,  порядка 12%  - пакет соцфонда.

 

Когда будет решение о продаже «Кыргызтелекома»?

 

- Думаю, в ближайшее время. Депутаты Жогорку Кенеша уже поднимали вопрос о законности выставления «Кыргызтелекома» на приватизацию. И основания для сомнений у депутатов есть. Жогорку Кенеш, обе его палаты принимали концепцию о приватизации компании еще в 1998 году. С тех пор ее никто не отменял, и у правительства есть все основания для приватизации данного объекта. Тут есть еще один момент. «Кыргызтелеком» входит в список стратегических объектов еще с прошлого века. Но сейчас в век беспроводной связи ситуация быстро меняется. Поэтому категорично утверждать о неэффективности продажи сейчас «Кыргызтелекома» довольно спорно. Это мое личное мнение, которое может не совпадать с официальной позицией правительства. В мировой практике масса примеров успешной приватизации национальных телеоператоров  - Великобритания, Франция, Германия и др.

 

Средства, поступившие от продажи «Кыргызтелекома» будут переправлены на покрытие дефицита бюджета?

 

- Любые поступления от приватизации, согласно классификации бюджета, относятся не к основным доходам, а находятся за балансом, то есть в источниках покрытия дефицита бюджета.

Помимо «Кыргызтелекома» на 200-215 млн сомов мы планируем выручить от продажи иных объектов, согласно упомянутой мной программе приватизации, которая, кстати, размещена на сайте мингосимущества и в информационной системе «Токтом». В основном, это старые здания, сараи, земельные участки, которые еще с давних времен остались на балансе госсобственности, все эти объекты мы будем продавать. Уже сейчас в конкурсные комиссии включаются депутаты местных кенешей, представители правоохранительных органов, гражданского сектора.

 

Как решится вопрос приватизации «Северэлектро»?

 

- Это энергетический объект. Мы пока не рассматриваем продажу энергетических объектов. По ним будут приниматься отдельные решения в установленном порядке. Пока они будут находиться в госсобственности.

 

Разъясните ситуацию с одним из самых крупных сотовых операторов связи компании «Мегаком»?

 

- Декретом временного правительства 49% «Мегакома» национализировано. В настоящий момент представители кыргызской стороны работают исключительно в интересах государства. Команда во главе с исполняющим обязанности генерального директора А. Мурзалиевым проводит аудит, полностью проверяет всю документацию. Идет обработка первичной финансовой и иной документации для раскрытия всех финансовых потоков. По предварительной информации уже выявлены нарушения и определенные расхождения не в пользу государства. Сейчас идет отработка и проверка на предмет финансовых уклонений и налоговых отчислений совместно с заинтересованными ведомствами. Задача полностью выявить и определить картину: куда уходили деньги, почему уходили, на каком основании? Выявить ущерб, который был нанесен государству, если он был. Сейчас я бы не хотел озвучивать какие-либо опрометчивые данные, команда работает. Но очень важный момент, мы работаем сейчас исключительно в интересах государства. Это самое главное.

 

Есть расхождения в цифрах по доходу компании?

 

- За 9 месяцев 2010 года чистая прибыль составляла порядка $25 млн, по итогам года по первичной информации, которую мы получили, прибыль вдруг стала $15 млн. Естественно, этот факт не мог не заинтересовать министерство госимущества, как представителя государства в данной компании. Непонятно, куда делись $10 млн за три последних месяца года. Получалось, что компания за эти три месяца ничего не заработала! После этого в СМИ начала появляться информация, что «Мегаком» объявил о $30 млн дохода. Тогда у нас сразу встал вопрос, откуда у них появились дополнительно $15 млн. Сейчас кыргызская сторона проверяет эти цифры, и я думаю, в ближайшее время мы предоставим более детальную, основанную на фактах информацию, узнаем подробную картину.

 

Предыдущий гендиректор «Мегакома» находится в Кыргызстане?

 

- По моим данным, он находится за пределами страны.

 

Что дальше будет с «Мегакомом»?

 

- Покажут результаты аудита. Будет подключена международная аудиторская компания с мировым именем, чтобы потом не было разговоров. Скорей всего, это будет кто-то из четверки мировых аудиторских компаний, они проведут свой аудит, дадут заключение. Исходя из этого, мы будем действовать в рамках закона.

 

Будете продавать?

 

- Я бы не хотел громогласно заявлять о продаже тех или иных объектов. Особенно по тем, по которым еще идут судебные дела. Единственное, что могу сказать, в настоящий момент готовится проект программы по управлению национализированными объектами. По сути, в программе будут представлены два списка: в первый войдут те объекты, которые останутся в собственности государства до принятия по ним иных решений, во второй войдут объекты, которые будут выставляться на аукцион. Из 47 национализированных объектов порядка 23-24 будет выставлено на продажу.

 

Аукцион планируете провести в мае 2011 года?

 

- Это предварительные сроки. Если все нормально пойдет, то начнем с мая 2011 года.

 

Есть ли график торгов?

 

- Объекты разбросаны по всей стране. Поэтому будет определенный график. Комиссии потребуется время, чтобы поехать, посмотреть и согласиться или не согласиться с оценкой объекта. На это потребуется время.

 

Планируется ли сейчас смена руководителей на местах в национализированных объектах?

 

- В определенных объектах уже проведены соответствующие процедуры, в некоторых объектах вообще не оказалось руководителей, в некоторых поставлены временные управляющие. Процесс идет, и мы обязаны контролировать активы. Декретом большая часть объектов передана на хранение и управление в мингосимущество.

 

По самым крупным объектам руководители уже сменены. В «Мегаком», пансионаты и на другие объекты новые руководители были назначены еще временным правительством, мы смотрим на выполнение директив, установленных временным правительством. Выполняются они или нет?

 

- В большей степени, да. По некоторым объектам идет уточнение процедурных моментов.

 

А если у этих объектов появятся хозяева и потребуют возвращения собственности? По каким объектам подали в суд и приняты ли уже решения?

 

- Из 47 объектов в суды были поданы 19 исков по 17 национализированным объектам. По 7 искам рассмотрение судебного дела приостановлено, по 5 искам судом принято решение об оставлении без рассмотрения, исковые заявление по 3 объектам находятся в процессе рассмотрения судебными органами.

 

Вы молодой министр, не тяжело управлять таким гигантом, как госимущество в такое сложное время?

 

- Тяжело, не просто! Ранее я занимался несколькими крупными частными компаниями, но мингосимущество - это огромный участок и колоссальная ответственность. Поэтому с точки зрения управления министерством, первое, что мы обеспечиваем - это полная прозрачность процесса приватизации, второе – внедрение эффективного управления госкомпаниями.

Мы хотим полностью отойти от прежних методов управления, мы внедряем бизнес подходы, основанные на эффективности и  прежде всего для государства. Я, как человек, пришедший из бизнеса, за нормальные рыночные отношения. Государство, как собственник, должно обеспечить максимум поступлений от тех объектов, которые оно либо сдает в аренду, либо передает в хозяйственное и оперативное управление. По всем крупным госкомпаниям таким как, например, аэропорт «Манас», мы хотим в разы поднять доходность. Мы к этому идем, оптимизируя статьи расходов и структуру управления, пересматривая источники доходов, работая с компаниями, с их бюджетами вплотную. Этим мы хотим существенно поднять чистую прибыль и поступления в бюджет. Это большая работа, и она требует много энергии.

За 20 лет дивиденды от управления акционерными компаниями составили порядка 2,5 млрд сомов. Мы хотим по итогам 2010 года внести в бюджет 2011 года порядка 650 млн сомов, а в 2012 году по итогам 2011 года эта цифра будет еще больше. То есть, за два года мы планируем внести в бюджет подядка 1,5 млрд сомов от дивидендов по управлению компаниями с государственной долей участия в капитале.

 

P.S Нурдин Илебаев, 36 лет. В конце декабря 2010 года был назначен главой министерства государственного имущества Кыргызской Республики.

Окончил Кыргызский государственный национальный университет в Бишкеке, а также получил степень магистра в Национальном институте политисследований в Японии. Кандидат экономических наук.