На русском
25
Апреля
+14
Бишкек
73.00 1.20
67.79 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Начальник ДПС МВД Талантбек Исаев: «Порядок на дорогах возможен, надо только правильно организовать работу»

16 Декабря, 10:22  /   Обновлено в 11:01 16.12.2013

Начальник ДПС МВД Талантбек Исаев: «Порядок на дорогах возможен, надо только правильно организовать работу»

Бишкек. 16 декабря. КирТАГ - Мунара Шадыманова. В последние годы в Кыргызстане количество ДТП растет в арифметической прогрессии. О высокой аварийности говорят везде, и с трибуны парламента и на совещаниях в правительстве, депутаты и чиновники требуют срочно принять меры, чтобы на дорогах не гибли люди, однако в общем хоре мало голосов профессионалов с конкретной программой действий, которая пусть не за один день, но позволит вернуть порядок на дорогах. Начальник дорожно-патрульной службы МВД Талант Исаев рассказал в интервью КирТАГ о простых, но действенных и проверенных временем мерах, которые необходимо принять незамедлительно.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю работу дорожно-патрульной службы?

-  К своей работе я отношусь критично. Сейчас мы работаем только на три с минусом. Почти на двойку можно сказать. Недостатков в нашей работе много. Мы можем плакаться говорить, что нет денег, машин не хватает и многое другое. Но я знаю систему изнутри, просто нужно правильно организовать работу в пределах тех полномочий и тех технических средств, которые у нас имеются.

- С чем связано увеличение количества ДТП на дорогах страны?

-  Главная причина – невежество, а оно идет из-за отсутствия общей культуры у народа. Почему человек переходит дорогу в неположенном месте, если есть пешеходный переход в десяти метрах. Может пешеход пройти на красный свет, может водитель проехать на красный свет. У наших водителей нет уважения друг к другу. Хамство водителей приводит к хаосу на дорогах. В этом году в стране за 10 месяцев погибло 933 человека. Это на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Проблему дорожной безопасности надо рассматривать в комплексе. Это и обучение водительского состава это и воспитание пешеходов, начиная с детских садов, школ и вузов. Никакой воспитательной работы по предупреждению нарушений правил дорожного движения не проводится. У нас очень большое количество ДТП и автонаездов на пешеходов. Потому что слабо ведется подготовка водителей в автошколах. Зачастую их не готовят. Просто выписывают сертификаты об окончании курсов. Человек не ходит на занятия, не обучается, заплатил деньги и получает водительское удостоверение. Сама процедура выдачи прав оставляет желать лучшего. Много разговоров о том, что люди покупают права. Пока мы не искореним продажу водительских удостоверений, пока мы не начнем качественно готовить водительский состав мы проблему дорожной безопасности не решим.

-  Очень много аварий с участием пассажирских микроавтобусов, создается ощущение, что некоторых водителей общественного транспорта жизнь и безопасность людей не заботит. Как наказываются такие водители?

- За несоблюдение ПДД мы ставим маршрутные такси на штрафные стоянки. Регулярно проводим рейды на дорогах. Водители маршруток могут и по встречной проехать, высаживают пассажиров на перекрестках. Где им вздумается, там высаживают и подбирают людей. С руководителями транспортных компаний, мы ежемесячно проводим встречи, в последний месяц несколько раз. Показываем видеосъемку, фотосъемку как нарушают правила водители маршруток. Сейчас делается анализ, чтобы выяснить, водители, каких фирм больше всего нарушают правила, чтобы транспортная служба мэрии тоже приняла какие-то меры. Было такое, что за неделю мы ставили 400 автомашин на штрафстоянку. Здесь опять же вопрос квалификации водителей. Безалаберная езда приводит к плачевным последствиям. Причиной большинства аварий является несоблюдение скоростного режима.

- Что делается для решения проблемы некачественного обучения в автошколах?

- Раньше ДПС курировала работу автошкол, но сейчас у нас таких полномочий нет. Но  в апреле  текущего года мы совместно с  министерством образования и науки провели проверку автошкол, так как они (министерство образования и науки - КирТАГ) дают лицензию. Мы провели проверку 204 автошкол, в итоге выяснилось, что только у трех из них имеются свои автодромы и полная учебная база. Очень многие не имеют помещений для подготовки водителей - одна книга о ПДД и все. Мы предложили министерству образования и науки отозвать лицензию у 60% автошкол, остальные вообще закрыть. И только после этого автошколы зашевелились, стали приобретать учебные автомобили и дополнительно их оборудовать.

- Огромная проблема нашей столицы - это пробки. Что делается, для того чтобы разгрузить дороги?

- По генеральному плану город Бишкек рассчитан на 40 тыс. автомобилей у нас на сегодня насчитывается более 306 тыс. единиц автомототранспорта. Недавно был в терминале, где скапливаются автомобили, ввезенные по железной дороге. Сотрудники терминала рассказали, что каждый день выгружают по 150-200 машин. В основном эти машины остаются в Кыргызстане и большая часть, я думаю, остается в столице.

Еще одна проблема нашего города - у нас маленькие кварталы. Светофоры очень близко расположены друг от друга. Недавно к нам приезжал начальник турецкой дорожной полиции, он привез собой четверых экспертов по проблемам дорожной безопасности в мегаполисах. Они провели исследование, и скоро мы получим заключение и рекомендации как нам снизить пробки и улучшить ситуацию на дорогах. Потому что без научного подхода - побежал сотрудник ДПС, отрегулировал, пробку на время снял, проблемы не решить. Может быть, нам придется часть светофоров демонтировать. Возможно, сделаем больше односторонних улиц, чтобы было меньше пробок.

- Следует ли ограничить ввоз праворульных автомобилей?

- МВД в 2009 году предлагало вообще запретить ввоз праворульных автомобилей. У нас правостороннее движение. Во всем мире, если установлено правостороннее движение, разрешается ездить только на леворульных машинах, если же движение леворульное, то руль авто должен находиться с правой стороны. Если бы ввоз машин с правым рулем запретили, то и количество автомобилей было бы гораздо меньше, и аварийность можно снизить. По статистике, за 9 месяцев текущего года произошло 5123 ДТП. Из них 947 по вине водителей праворульных автомобилей. Число ДТП с праворульными автомобилями в три раза выше, чем с леворульными.

Я считаю, что в этом вопросе лоббируются чьи-то интересы. Я допускаю, что тут крутятся огромные деньги. Некоторые люди зарабатывают на этом. В государственный бюджет от этого поступают средства, но любые деньги ничто по сравнению с человеческими жизнями.

- Когда будут установлены видеокамеры для фиксации нарушений правил движения?

- В прошлом году МВД провело тендер, который выиграла китайская компания. Генпрокуратура объявила, что конкурс прошел с нарушениями, и сейчас идет процесс расторжения этого договора. Хотелось бы, чтобы новый тендер был проведен как можно скорее, так как камеры видеонаблюдения на дорогах жизненно необходимы. Камера дисциплинирует водителей, к тому же она не различает кто ты. Будь ты министр, блатной, крутой. Есть нарушение, он фиксирует и домой приходит квитанция об оплате штрафа. С этими камерами мы опоздали лет на 10. В соседних республиках давно установили камеры и у них порядок на дорогах.

- Раз  мы заговорили о блатных и крутых, почему до сих пор процветает «чодроновщина»?

- Есть соответствующее указание министра, чтобы сотрудники ДПС не реагировали на всякие визитки, служебные удостоверения, на телефонные звонки. Им вообще запрещается разговаривать по телефону, если водитель передает инспектору патрульной службы телефон со словами «на поговори, это твой начальник». Но все равно есть человеческий фактор. Видимо у наших сотрудников есть страх перед вышестоящими лицами. Мы работаем, но пока «чодроновщина» существует. Особенно этим грешат силовики. Я не говорю что это сотрудники какого-то определенного ведомства, но силовики – это люди, у которых есть красная корочка, которой они козыряют, когда нарушают правила. Поэтому надо, прежде всего, менять психологию наших сотрудников. Чтобы они одинаково относились ко всем водителям, будь он министр, депутат или обычный гражданин, на дороге все должны быть равны.

- Как стать сотрудником ДПС?

- Чтобы стать сотрудником ДПС, необходимо отлично знать правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, быть физически подготовленным и на сегодняшний день обязательное требование - наличие высшего юридического образования. Потому что сотруднику необходимо составлять административный протокол, то есть он привлекает гражданина к административной ответственности и не имея юридического образования как он может толковать нормы и положения административного кодекса.

Да, у нас есть сотрудники, окончившие только среднюю школу в регионах, кто-то окончил училище, кто-то педтехникум, зоотехники, кто угодно, но юристов мало. Хотя окончивших юридические вузы и желающих работать в ДПС предостаточно. Сейчас идет конкурсный отбор. Мы провели аттестацию и около 200 человек не прошли служебную аттестацию. Это говорит о том, что очень низкая профессиональная подготовка у личного состава. В Бишкеке, например, 63% не сдали ПДД, 35% не сдали регулировку дорожного движения. О каком качестве может идти речь, если сотрудник ДПС не знает правил дорожного движения? Все это выявила конкурсная комиссия. В конкурсную комиссию входило 15 человек, двое из которых представители гражданского сектора. Гражданский сектор контролировал работу всей комиссии. Поэтому я ручаюсь, что комиссия работала честно и будет работать честно, потому что процесс отбора фиксировался на видео. Экзамен на знание ПДД принимали руководители автошкол города. Также в конкурсную комиссию входили несколько человек из числа ветеранов. Председатель комиссии замминистра МВД. Подкупить этих людей невозможно. Это первый шаг к искоренению коррупции при наборе на работу.

- Какую зарплату  в среднем получает сотрудник ДПС?

- В среднем 9-10 тыс. сомов. Это зависит от звания и выслуги лет. Сейчас с министерствами и ведомствами идет согласование законопроекта, согласно которому 25% от суммы штрафов оставалось в ДПС для того, чтобы какую то часть этих средств направлять на улучшение материально-технического снабжения подразделения ДПС, а какую-то часть на поощрение добросовестных сотрудников.