Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Мэттью Сандерс, представитель юридической компании DLA Piper UK: «Национализация Кумтора возможна только при условии неопровержимых доказательств коррупции при заключении прошлых соглашений»

23 Сентября, 12:06  /   Обновлено в 12:06 23.09.2013

 
Бишкек. 23 сентября. КирТАГ – Аскар Акталов. После полугода переговоров правительство Кыргызстана и канадская Centerra Gold Inc пришли к шаткому компромиссу о будущем проекта Кумтор. Как проходили переговоры, были ли прежние соглашения невыгодными для страны, каковы варианты развития н

 

Бишкек. 23 сентября. КирТАГ – Аскар Акталов. После полугода переговоров правительство Кыргызстана и канадская Centerra Gold Inc пришли к шаткому компромиссу о будущем проекта Кумтор. Как проходили переговоры, были ли прежние соглашения невыгодными для страны, каковы варианты развития нынешней ситуации? Обо всем этом КирТАГ рассказал Мэттью Сандерс – представитель юридической компании DLA Piper UK, нанятой правительством Кыргызстана для переговоров с канадцами.

Можно ли назвать предыдущие соглашения по проекту Кумтор невыгодными для Кыргызстана?

Когда подписывалось соглашение 2003 года, на тот момент оно по многим аспектам представлялось правильным, перспективным и прибыльным. Со временем выяснилось, что эти ожидания были ошибочными.

На мой взгляд, несправедливым для Кыргызстана был пункт соглашения 2003 года о серьезном ограничении прав ОАО «Кыргызалтын», как акционера Centerra Gold Inc. По этой причине «Кыргызалтын» не мог торговать акциями канадской компании. Эта норма перешла в договор 2009 года и существует до сих пор.

Поэтому мы полагаем, что нынешняя реструктуризация решит эти вопросы и позволяет исправить несправедливые моменты предыдущих соглашений.

Если соглашения 2003 и 2009 года были невыгодными, на ваш взгляд, почему они вообще заключались?

Стоит напомнить, что предыдущие договоренности по Кумтору были итогом двусторонних переговоров и надо признать, что большинство позиций по этим договорам абсолютно нормальное.

Значит, можно сказать, что прошлые договоры заключались при полном осознании и понимании последствий с нашей стороны?

Утверждать этого и точно об этом говорить я не могу. Но сейчас понимание ситуации гораздо лучше, поскольку картина стала более полной и четкой. Это стало возможным, потому что Кыргызстан нанял трех международных консультантов для переговоров с Centerra Gold Inc: юридического, финансового и экологического. В прошлом Кыргызстан не имел возможности привлечь такую команду международных специалистов. Это одно из больших отличий нынешних переговоров от прошлых. Другое отличие – это прозрачность и открытость переговоров, в которых с кыргызской стороны участвовало около 10 человек, что гораздо больше, чем в прошлом.

Соглашение 2009 года было ратифицировано Жогорку Кенешем, но канадский парламент этого не делал. Может ли этот договор по Кумтору считаться международным?

Это очень сложный юридический вопрос. Я не могу ответить на этот вопрос с точки зрения кыргызского законодательства, но с точки зрения международного права отвечу следующим образом: даже ратификация этого соглашения кыргызским парламентом не придает ему статус международного.

Повторюсь, что значение и сила парламентской ратификации соглашений по Кумтору – это сложный юридический вопрос. С моей точки зрения, в будущем парламент и не должен будет ратифицировать такие договоры. Я отмечу, что правительства многих стран заняли такую же позицию.

Когда в Кыргызстане говорили о национализации Кумтора, эти разговоры аргументировались отсутствием у соглашения 2009 года международного статуса и невозможностью разбирательств в иностранных судах. Насколько обосновано это мнение?

Насколько я знаю, кыргызское законодательство позволяет принять закон или другой нормативно-правовой акт о национализации предприятий и имущества. Но следует помнить, что 90-х годах  Кыргызстан заключил ряд двусторонних международных соглашений о защите инвестиций. Согласно этим документам, денонсация договора 2009 года будет считаться нарушением именно международных двусторонних соглашений. На это будет напирать Centerra Gold Inc и другие инвесторы, вложившие деньги в рудник.

Если парламент Кыргызстана хочет национализировать Кумтор без выплаты полной компенсации, то это будет считаться экспроприацией и Centerra Gold Inc сможет обратиться в суд против «Кыргызалтына». И это арбитражное разбирательство будет проходить в Стокгольме (Швеция) по законам штата Нью-Йорк.

Что более важно, иски последует не только от Centerra Gold Inc. Крупные финансовые институты из других стран мира, вложившие деньги в канадскую компанию, подадут иски против государства Кыргызстан за нарушение договоров о защите инвестиций. Общая сумма исков может составить около $2-3 млрд.

Неоднократно говорилось, что шансы Кыргызстана на победу в международном арбитраже невелики. А каковы эти шансы и что они из себя представляют?

Я не могу озвучить шансы на победу или проигрыш в случае международных разбирательств. Но я подчеркнул, что национализация Кумтора будет восприниматься как экспоприация имущества, а это такой шаг, который очень сложно обосновать и аргументировать в международном законодательстве. Коротко говоря, очень мало шансов объяснить национализацию и убедить в ее обоснованности суд.

Ранее замглавы «Кыргызалтына» Кылычбек Шакиров говорил, что Кыргызстан может выиграть суды, если докажет коррупцию при заключении старых соглашений. Это так?

Да, это верно. Это будет очень сильным аргументом в пользу Кыргызстана, если власти докажут, что канадские инвестиции были привлечены в страну в результате дачи взяток и прочих фактов коррупции.

Какие именно доказательства нужно привести?

Это должны быть прямые и неопровержимые доказательства. Например, копии документов, которые подтверждали бы банковский перевод или передачу денег, показания свидетелей о получении взяток или подарков. Но следует отметить, что порог доказательств в международных судах очень высокий. Как правило, такого порога очень трудно достигнуть, но если получится, то это будет хорошей защитой.

Насколько сложным было это дело лично для Вас?

Это был действительно сложный процесс, потому что финансовые консультанты Centerra Gold Inc и «Кыргызалтына» заняли разные позиции и не желали уступать друг другу. Между ними шел серьезный спор. Пару раз представители Centerra Gold Inc били руками по столу и выходили из зала. Но потом они возвращались и переговоры продолжались.

Если же говорить в целом, то переговоры шли цивилизованно, но очень напряженно и жестко. Причем жесткость исходила от как кыргызской стороны, так и от международных экспертов.

Какое значение положительное решение вопроса по Кумтору имеет для Кыргызстана?

Если нынешняя ситуация решится мирно и положительно для всех, это покажет, что Кыргызстан следует заключенным договорам и выполняет их, даже если они приняты предыдущими властями. Это очень сильный и хороший сигнал месседж инвесторам, для которых самое важное – сохранность и безопасность их вложений. Я уверен, что сейчас имеется возможность создания позитивной истории про Кыргызстан, который можно будет представить благоприятным для инвестиций местом.

Как юрист, я добавлю, что уважение к юридическим документам и соблюдение договоренностей являются очень мощным сигналом и шагом вперед для страны.