Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Марк Перрен де БРИШАМБО, генеральный секретарь ОБСЕ: РЕШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ОСТАЕТСЯ ЗА КЫРГЫЗСТАНОМ

08 Октября, 13:35  /   Обновлено в 13:35 08.10.2010

 Астана. 8 октября. КирТАГ – Айнагуль Бекеева. Переход Кыргызстана от президентской к парламентской форме правления на предстоящих выборах в жогорку кенеш 10 октября покажет, насколько велико желание народа уйти от устоявшейся, но не оправдавшей себя в этой стране системы. Однако, как ран

 Астана. 8 октября. КирТАГ – Айнагуль Бекеева. Переход Кыргызстана от президентской к парламентской форме правления на предстоящих выборах в жогорку кенеш 10 октября покажет, насколько велико желание народа уйти от устоявшейся, но не оправдавшей себя в этой стране системы. Однако, как ранее заявлял президент РК Нурсултан Назарбаев, Казахстан всегда готов помочь братской республике. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которой Казахстан председательствует в 2010 году, намерена и в дальнейшем оказывать необходимую поддержку Кыргызстану. О парламентских выборах в соседней республике и о том, в чем выражаются особенности казахстанского председательствования в ОБСЕ, рассказал в интервью агентству КирТАГ генеральный секретарь организации Марк Перрен де Бришамбо.

 

 

- Каковы ваши ожидания от парламентских выборов в Кыргызстане? Думаете ли вы, что проведенные выборы успокоят республику и конфликтное настроение в Кыргызстане? Целесообразно ли Кыргызстану переходить на парламентскую форму правления?

 

- Позвольте мне сказать, что представители Бюро ОБСЕ по демократическим выборам и правам человека (БДИПЧ) наблюдали за конституционным референдумом, будут наблюдать и за парламентскими выборами. Миссия по наблюдению за выборами включает в себя основную команду из 17 международных экспертов и 22 долгосрочных наблюдателей. Также в рамках данной миссии БДИПЧ попросит государства-участники предоставить 300 краткосрочных наблюдателей. Действующий председатель ОБСЕ - министр иностранных дел и государственный секретарь Казахстана Канат Саудабаев назначил специальным координатором краткосрочных наблюдателей Киммо Кильюнена, специального представителя парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии.

Однако решение об изменении формы правления остается за Кыргызстаном.

 

- Действительно ли страны-члены ЕС считают, что уже оказали достаточно помощи Кыргызстану? Намерена ли ОБСЕ предпринимать шаги, чтобы побудить европейские страны оказывать дальнейшую помощь Кыргызстану?

 

- Представители Европейского союза наверняка смогут наилучшим образом ответить на вопросы, связанные с ЕС.

Наши дискуссии в ОБСЕ, да и сами принятые решения относительно конкретных путей оказания поддержки Кыргызстану, таких как размещение полицейской консультативной группы, показали, что все государства-участники ОБСЕ заинтересованы в содействии и помощи республике в это сложное время.

ОБСЕ всегда призывает все государства-участники поддерживать друг друга во время кризиса, и этот случай не является исключением.

 

- Казахстан – первое постсоветское государство, председательствующее в ОБСЕ. Как вы оцениваете председательство Казахстана? Каковы основные достижения Казахстана на этом посту, по вашему мнению?

 

- Моя роль, как генерального секретаря, состоит в том, чтобы оказывать поддержку председательству ОБСЕ в его деятельности. В качестве страны-председателя организации Казахстан характеризуется динамизмом и целенаправленностью. Каждое государство-участник, а поэтому и каждое председательство обогащает организацию своим собственным подходом и видением политической обстановки. И каждое председательство вносит свой вклад и содержание в организацию в своем уникальном ключе.

Председательство Казахстана является особенным для всего сообщества ОБСЕ по нескольким причинам: Казахстан – это первое государство Центральной Азии, первая страна с постсоветского пространства и первая страна с мусульманским большинством, председательствующая в ОБСЕ. Таким образом, казахстанское председательство придает организации новые силы и предоставляет новые возможности для активизации своей работы и целей. Это является позитивным шагом.

Казахстан добился решения на основе консенсуса о проведении саммита в Астане. Это огромное достижение само по себе, и я верю, что председательство и государства-участники используют эту возможность в полной мере.

Значимость Центральной Азии для всего региона ОБСЕ невозможно переоценить, что показали последние события в Кыргызстане. Казахстанское председательство происходит в критическое время. Когда разразился кризис в Кыргызстане, Казахстан как председатель ОБСЕ предпринял незамедлительные действия, и он продолжает действовать таким образом и сейчас. Благодаря казахстанскому председательству, было принято решение на базе консенсуса в отношении конкретных мер по оказанию помощи народу и правительству Кыргызстана в это трудное время, и это является еще одним достижением

 

- Отличается ли председательство Казахстана от его предшественников на этом посту? Как вы оцениваете миротворческую и иную деятельность республики в качестве председателя ОБСЕ?

 

- ОБСЕ никогда не размещала миротворческие войска, однако организация активно занимается ранним предупреждением, предотвращением конфликтов, регулированием кризисов и постконфликтным восстановлением. Политический диалог между государствами-участниками происходит в основном в Вене, но миссия и структуры на местах играют ключевую роль в оказании поддержки посредническим усилиям с помощью специальных посланников и личных представителей действующего председателя ОБСЕ.

Как я уже говорил, каждое председательство по-своему вносит вклад и содержание в организацию. Казахстанское председательство уделяет пристальное внимание региону Центральной Азии и соседним территориям, а также привносит необыкновенную энергию и целеустремленность в работу организации.

Дискуссии в рамках подготовки к саммиту ОБСЕ в Астане в декабре позволят сфокусировать наш политический диалог и вновь подчеркнуть срочную необходимость усилий по преодолению разногласий, которые все еще существуют между государствами-участниками.

Каждое председательство ОБСЕ запоминается событиями, которые разворачиваются на международной арене во время его деятельности. Таким образом, тестом для казахстанского председательства стал кризис в Кыргызстане. В самом его начале действующий председатель направил своего специального посланника, который при поддержке сотрудников секретариата ОБСЕ выступал в качестве посредника в переговорах по выезду г-на Бакиева из страны. Немедленно были выдвинуты конкретные предложения по оказанию помощи временному правительству в восстановлении верховенства закона и конституционного порядка.

Это наглядно продемонстрировало гибкость государств-участников, а также центра (ОБСЕ - КазТАГ) в Бишкеке в реагировании на изменяющиеся условия, в которых организация осуществляет свою деятельность. Предложения, разработанные в тесной координации с партнерами в Кыргызстане и полностью поддержанные властями принимающей страны, представляют собой первый крупный оперативный ответ ОБСЕ на кризис. Целью организации при этом было решение вопросов, связанных с последствиями кризисной ситуации в Кыргызстане в апреле и июне, как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Эти мероприятия носят постоянный характер; они осуществляются прямо сейчас.

 

- Помогло ли председательство Казахстана продвинуть сотрудничество ОБСЕ на Восток, в частности, в Центральную Азию? Смог ли Казахстан стать примером члена ОБСЕ для азиатских стран?

 

- Суть ОБСЕ как организации, где решения принимаются на основе консенсуса, состоит в равноправном диалоге и сотрудничестве. Все государства-участники являются примером друг для друга, и все государства-участники учатся друг у друга.

Казахстанское председательство привлекло внимание сообщества ОБСЕ к событиям в Центральной Азии по понятным причинам: во-первых, о Казахстан – первое государство Центральной Азии, председательствующее в организации, а во-вторых, из-за событий в Кыргызстане. И по сей день оно интенсивно работает при поддержке всего сообщества ОБСЕ.

Важно, что председательству удалось достичь консенсуса относительно проведения саммита ОБСЕ в Астане – первого саммита организации за последние 11 лет, и первой встречи подобного уровня в Центральной Азии.

 

- В Казахстане в 2010 году принят закон, наделяющий Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации с регламентацией широких полномочий после ухода с президентского поста. Какова ваша оценка данного закона?

 

- Государства-участники рассматривают Казахстан и его руководящую роль в организации во всех трех измерениях. Продвижение к полномерному выполнению обязательств ОБСЕ государствами-участниками – это сфера ответственности всех государств-участников ОБСЕ, в том числе и самого Казахстана.

 

- Что вы ожидаете от саммита ОБСЕ в Астане 1-2 декабря, и какое придаете ему значение для повышения эффективности работы организации?

 

- Эта встреча на высшем уровне предоставляет государствам-участникам уникальную возможность подтвердить свои обязательства в рамках ОБСЕ и заложить основы будущей деятельности. Решение на основе консенсуса о проведении саммита – это, конечно, достижение, но это только первый шаг. Перед председательством стоит сложная задача ведения переговоров до саммита и во время саммита. Я знаю, что председательство и государства-участники ОБСЕ неустанно работают над тем, чтобы саммит был успешен.