Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Максат Чакиев, директор департамента туризма: «Голубая фишка Кыргызстана – экотуризм»

23 Августа, 14:06  /   Обновлено в 14:06 23.08.2013

Бишкек. 23 августа. КирТАГ -  Калия Дуйшебаева. Голубой фишкой Кыргызстана должен стать экотуризм, считает новый директор департамента туризма при министерстве культуры, информации и туризма КР Максат Чакиев.
«Строить пятизвездочные отели нам нет необходимости. Вряд ли иностранцы ед

Бишкек. 23 августа. КирТАГ -  Калия Дуйшебаева. Голубой фишкой Кыргызстана должен стать экотуризм, считает новый директор департамента туризма при министерстве культуры, информации и туризма КР Максат Чакиев.

«Строить пятизвездочные отели нам нет необходимости. Вряд ли иностранцы едут к нам за этим. Кыргызстан интересен, прежде всего, уникальной природой, самобытной культурой и богатой историей. Кыргызстан – особенное место, поэтому мы не должны сравнивать себя с Турцией, Таиландом. Нашей голубой фишкой должен стать экотуризм»,- сказал М. Чакиев.

О своих планах на новой должности, о развитии туризма в Кыргызстане  М. Чакиев рассказал в интервью КирТАГ.

 

Какие шаги по продвижению кыргызстанского туризма вы намерены предпринять на новой должности?

 

- Первое - это нормативно-правовые документы. Для развития туризма необходимо привести их в соответствие. Мы плотно приступили к разработке закона «О туризме». Хотим  вместе с  бизнес-сообществом сообща пересмотреть закон. Второе –  маркетинг, то есть продвижение кыргызстанского туризма на внешнем рынке. К сожалению, без маркетинга мы обходились все 20 лет. Например, если нам скажут Дубаи - это шопинг,  Турция - это туризм, где  все включено,  Таиланд – это зрелище, а Кыргызстан? В этом плане мы хотим разработать единую стратегию, чтобы весь мир знал для чего ехать в Кыргызстан. Для этого мы не будем изобретать велосипед. Мы не будем строить пансионаты или пятизвездочные отели. Наша стратегия будет исходить из того, что есть интересного в Кыргызстане. А есть у нас немало интересного: фестивали, выставки, музеи, маршруты, туры. До этого  туроператоры рекламировали и продавали свое направление. Мы же хотим всех призвать к объединению. К тому же в прошлом году разработан туристический бренд Кыргызстана. Он доказал свою эффективность. Относительно развития туризма в регионах мы также для себя здесь ставим цели и задачи. В регионах туризм у нас развит местами. Здесь мы собираемся активно привлекать местное сообщество – местные власти. Например, на Иссык-Куле прошли три фестиваля. В позапрошлом и прошлом году они только начинали, а в этом году они уже набрали хорошие обороты. Через 2-3 года они станут полноценными туристическими фестивалями центральноазиатского уровня. И проецировать такие фестивали можно было бы и в других регионах. Жалал-Абад. Талас, Нарын – почему бы им не придумать такой же фестиваль?  Это будет привлекать туристов.

 

- Какие  дополнения и изменения хотели бы внести в закон «О туризме»?

 

- Речь идет не об изменениях в закон, а о его пересмотре. Этот закон уже действует с 90-х годов прошлого века. Последний раз новый закон был предложен в 2009 году, но он не был принят. И в настоящий момент бизнес-сообщество предлагает пересмотреть его, так как сегодня рынок другой, он растет, меняется. Но перед этим мы хотим провести встречу с общественностью и бизнес сообществом и обсудить, есть ли необходимость пересматривать закон. Если они единогласно скажут «да», то мы этот закон возьмем на проектную разработку.

 

В последние годы заметно вырос интерес к зимним видам туризма. Какую работу в этом направлении будете проводить?

 

-  Мы сейчас разрабатываем единую маркетинговую программу.  Мы хотели бы сделать акцент на конференц-услугах – конференции, семинары, тренинги. Большинство компаний проводят зимой семинары и тренинги. Мы хотим предложить им все условия для этого. У нас почти в каждом пансионате есть конференц-залы. Таким образом,  в зимний период  пансионаты на Иссык-Куле не будут простаивать. Сейчас в зимнее время у нас работают только 20-30% пансионатов и санаториев. Остальные закрываются.

Также в последнее время активно развивается горнолыжный туризм. В настоящее время ассоциация горнолыжного туризма разработала свою стратегию развития. Сейчас мы изучаем данную стратегию. Если мы найдем там что-то полезное, то мы всячески его будем поддерживать. Я думаю, что в ближайшие 5 лет количество туристов, посещающих Кыргызстан зимой, будет расти. Тем более горнолыжный туризм нам интересен в плане поступления денег. Несмотря на то, что летний виды отдыха в Кыргызстане привлекают больше людей, горнолыжный туризм приносит больше прибыли.

 

А что Вы думаете насчет соотношения цен и сервиса в наших гостиницах? Цены там выше, чем в тех же турецких, где уровень обслуживания намного лучше. Есть ли необходимость снижения цен?

 

- Лично я не сторонник снижения или повышения цен. Я сторонник приемлемых цен. Если мы потребуем снизить цены, пансионаты выдвинут ответное требование.  Мы этого делать не будем, но улучшать качество сервиса необходимо.

Лично мне не нравится, когда нас сравнивают с Турцией,  Таиландом, Нью-Йорком, Лас-Вегасом. Это все другие города и страны. Турция к такому уровню туризма пришла не за 20 лет, она шла к этому в течение 50-60 лет, то есть десятилетиями, также как Таиланд, Хайнань и другие. Я не говорю, что нам нужно 50-60 лет, думаю, что в ближайшее время мы тоже будем соответствовать мировым стандартам. Кыргызстан – особенное место, поэтому мы не должны сравнивать себя с Турцией или какой-нибудь еще другой страной. Кроме того, я думаю, Турция целенаправленно идет на снижение цен, так как у них нет тех уникальных природно-климатических условий, которые есть у нас. Наши климатические условия оздоравливают, а за это почему бы не заплатить?

 

По поводу развития туризма в регионах, если турист захочет отдохнуть, например, в Нарыне или Таласе, будут ли там условия для проживания, те же самые гостиницы?

 

- В регионах нет гостиниц на уровне звезд, отвечающих высоким стандартам, но есть гостевые домики и мини-отели. Например, в Оше, Жалал-Абаде, Караколе…

В селах у нас гостиниц нет, но в Нарыне, Жалал-Абаде, Оше есть бизнес представители, которые оказывают услуги по эко-туризму. Они предоставляют достаточно комфортные, теплые, чистые юрты, со всем необходимым – светом, спутниковой и телефонной связью. И потом есть ли необходимость в каком-то селе открывать гостиницу? Для государства нет в этом необходимости, да и бизнесу нет выгоды. Зачем нам там пятизвездочные отели? Вряд ли иностранцы едут к нам за этим. В Кыргызстан они едут, чтобы увидеть уникальные природно-климатические условия и культурно-исторические ценности.  Эко-туризм и этно-туризм – это наша фишка.

 

Часто иностранные туроператоры жалуются на отсутствие банкоматов и интернета  в гостиницах. Какая работа проводится в этом направлении?

 

- Мы в ближайшие дни планируем провести встречу с ассоциацией банкиров по установке банкоматов в регионах. В первую очередь планируется установить их в Оше и Караколе. Так же мы хотим предложить установить банкоматы в основных городах и некоторых городах, где пролегают туристические маршруты и стратегические трассы.

Что касается интернета, это уже работа самих представителей гостинично-отельного бизнеса.  Однако, мы видим, что в большинстве гостиниц и отелей интернет установлен. В ближайшее время Кыргызстан полностью будет охвачен интернетом.

 

Повлияли ли последние политические события на потоке туристов в Кыргызстан?

 

-  За первое полугодие 2013 года Кыргызстан посетили 1 млн 807 тыс. 114 человек. Это на 500 тыс. человек больше, чем за аналогичный период 2012 года. Теперь ждем данных по итогам всего летнего сезона, но есть предварительный прогноз, что мы не в минусе.  После месяца Рамазан поток туристов резко увеличился.  В большинстве пансионатов на Иссык-Куле были отказы в брони, так как все места забиты. Даже в настоящий момент туда попасть проблематично.

Что касается влияния митингов на приезд туристов в Кыргызстан, мы все знаем, что происходит в Египте. Однако Хургада и Шарм-эль-Шейх не несут убытки. Те, кто отдыхает там, продолжают свой отдых, и те, кто купил путевки, не торопятся сдавать билеты обратно. То есть, обстановка в этой стране не влияет на туризм. Это благодаря туристическому имиджу Египта.  Этот имидж очень силен, и сломать его нелегко. Такая же ситуация была в Турции. Мы бы хотели такой же имидж создать Кыргызстану.