На русском
24
Марта
+10
Бишкек
74.62 1.19
69.29 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Максат Сыдыков, основатель фонда поддержки балета ProArt: «Из театра нужно делать национальный бренд»

19 Ноября, 09:38  /   Обновлено в 16:25 19.11.2015

Бишкек. 19 ноября. КирТАГ – Айша Чуштук. В этом году исполняется 60 лет Национальному театру оперы и балета им. А. Малдыбаева. На его сцене танцевали талантливые артисты, чьи имена золотыми буквами вписаны в истории кыргызского балета. В наше время балет теряет былую популярность, а состояние театра оставляет желать лучшего. О театре, о балете и об искусстве КирТАГ поговорил с основателем фонда поддержки балета ProArt Максатом Сыдыковым.  

Выпускник Английской национальной школы балета королевской академии танца поделился своими мыслями о перспективах и проблемах кыргызской балетной школы.

 -Изменился ли театр со времен вашей последней репетиции в этих стенах?

- По состоянию театра становится понятно, что на его нужды выделяется очень мало средств. В театре все осталось также, как было 15 лет назад, когда я уезжал. Даже ковры остались те же! Чувство, будто время остановилось, только я повзрослел. Говорят, что государство собирается выделить на ремонт средства. Надеюсь, так и будет. Но самое главное - выделенные средства нужно проконтролировать.

Я видел много театров, самых разных и могу с уверенностью сказать, что у нас очень красивый театр. У него прекрасная архитектура, и он единственный в своем стиле.

В Германии в каждом, даже самом маленьком городе, есть свой театр. И состояние этих театров намного лучше, чем состояние нашего Национально театра страны, единственного в Кыргызстане. И нам должно быть стыдно. Сюда приходят иностранцы, ведь это достопримечательность. Зал еще более или менее держится, но, простите, уборная... Туда невозможно зайти. Я представляю, в каком ужасе иностранцы. За кулисами все еще хуже.

- А как там, за кулисами?

 -Артисты балета занимаются своим делом не из-за денег, а из-за возможности творить. Мы работаем для зрителя. Искусством занимаются люди, горящие своим делом. Артисты до выступления проходят тяжелый процесс: нескончаемые репетиции, оттачивание каждого движения, десятки часов в репетиционных залах. И здесь необходим комфорт. Элементарный комфорт, чтобы было приятно работать.

Вот вышел артист, выступил, на два часа забыл обо всем. Есть только сцена, зритель и танец. Аплодисменты, занавес… и они возвращаются в настоящее время, за кулисы, в развал. Это не правильно. Для артиста очень важен комфорт там, за кулисами.

-Как обстоят дела с кадрами в балете?

-С кадрами у нас проблема. Лучшие уезжают из-за нехватки финансов. Только в этом году 12 артистов уехали за границу. У нас в стране много талантливых ребят, у нас очень хорошие человеческие ресурсы, есть потенциал, и в этих ребят надо вкладывать.

Да сейчас мы можем пережить определенный сложный период, он был у многих стран в свое время, но после мы сможем встать на ноги только благодаря человеческому ресурсу.

Таланты есть и им надо помогать, продвигать. Чем больше людей это поймут, тем быстрее пойдет развитие нашей страны. Наш фонд будет работать с молодыми артистами. У них есть задор и из них надо сделать звезд.

-Почему вы решили вернуться в Бишкек и открыть общественный фонд, начать новые проекты?

-По рассказам моих друзей, коллег я понял: если в ближайшее время не будет изменений, балет в Кыргызстане исчезнет совсем. Есть такое понятие, как опасная зона, наш театр находится на этой зоне. Если сейчас не предпринять что-то, то его не станет совсем. А это ведь культура, это необходимость. Классический балет, искусство – это костяк светского государства

В нашем городе сейчас по сути некуда ходить, у нас нет такого большого количества мероприятий, концертов, спектаклей. Но обществу необходимо давать духовную пищу. Театрами воспитывается и развивается молодежь. Без культуры не может быть как такового развития государства. Медицина, образования и культура – три столпа, на которых держится государство, платформа на котором держится общество. Если в это не вкладывать, мы можем потерять то, что имеем сейчас.

Будучи исполнителем, я никак не могу помочь своему театру, у меня другой профиль. Но я решил, что могу помочь ему по-другому.

-Как можно помочь театру?

 -В первую очередь из театра надо делать бренд. Необходимо провести ремонт всего здания, ведь бренд не может существовать без обертки – это элементарный маркетинг.

Нужны кадры. Чтобы вновь привлечь кадры в страну, нужно делать интересные постановки или платить большие деньги. Сейчас бюджет не может дать столько, сколько нужно для хорошего артиста, так получилось. Но это можно изменить. Изменить путем создания интересных спектаклей. 

Если в театре будет кипеть жизнь, будут новые и интересные проекты, тогда молодые таланты вернутся на родину. И зрителю будет интересно, билеты будут разбирать, а артисты будут зарабатывать. У нас за вопрос новых постановок вплотную никто не брался. Да, это большие расходы, но это надо менять.

 -Цель созданного вами фонда?

 - Мы хотим популяризировать балет, возобновить интерес зрителей к этому искусству. Предстоящий концерт - первый проект нашего фонда. Если зритель придет на наш концерт, то мы сделаем все, чтобы он возвращался на все последующие спектакли.

В январе планируем новую постановку с нашими артистами. И это очень важно, чтобы хореографы приезжали и работали с нашими артистами, это опыт. Работа над постановкой с зарубежными хореографами - это тоже большие деньги. Но без этого невозможно обновить репертуар, вывести театр на новый уровень.

Но мы не собираемся создавать конкуренцию театру. Наши постановки будут идти между спектаклями театра. Наш фонд работает над популяризацией балета в целом.

Мы должны продвигать искусство на другой уровень. У нас привыкли к тому, что люди искусство всегда просят что-то от государства. А надо сделать  так, чтобы люди искусства зарабатывали сами и стали поддержкой стране.

-Вы работаете в сотрудничестве с театром?

 -Нет, мы не сотрудничаем с театром. Мы платим аренду, работаем по договору, по существующим прайсам. Мы не хотим давать кому-то откаты, мы хотим работать по-честному. И у нас это пока получается.

 - Какие новые проекты у фонда на ближайшее будущее?

 - Мы не собираемся останавливаться на одном только концерте. С очень талантливым и прекрасным пианистом-композитором Викторией Юртаевой хотим поставить одноактный балет. Она пишет музыку, а я ставлю балет. И примерно в апреле мы хотим организовать вечер одноактных постановок. Три хореографа, три разные постановки - это очень интересно. Зритель в один вечер может окунуться в три разные атмосферы.

-Спасибо за интересное интервью, желаем Вам успехов!