Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Космосбек Чолпонбаев, председатель ассоциации фармацевтов Кыргызстана: «Введение НДС на лекарства загонит отрасль в тень, увеличит контрабанду и ударит по населению»

18 Января, 14:53  /   Обновлено в 14:53 18.01.2013

Бишкек. 18 января. КирТАГ – Диана Эсеналиева. Введение налогов на болезнь, в частности, восстановление НДС на лекарства,  – иррациональный, метод пополнения госбюджета, считает председатель фармацевтической ассоциации Кыргызстана «Фарм-Юнион» Космосбек Чолпонбаев.
&laqu

Бишкек. 18 января. КирТАГ – Диана Эсеналиева. Введение налогов на болезнь, в частности, восстановление НДС на лекарства,  – иррациональный, метод пополнения госбюджета, считает председатель фармацевтической ассоциации Кыргызстана «Фарм-Юнион» Космосбек Чолпонбаев.

«Это шаг назад, который неизбежно приведет к уходу отрасли в тень, падению  объема импорта и продаж, увеличению объема контрабанды лекарственных средств из соседних республик – Казахстана и Узбекистана, где фармрынок не облагается НДС», - сказал К. Чолпонбаев в интервью КирТАГ.

- С 1 января текущего года был введен налог на добавленную стоимость на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, кроме тех медицинских препаратов и изделий, которые войдут в перечень лекарств, освобожденных от уплаты НДС. Я считаю принятие такого одностороннего решения в виде «налога на болезнь» иррациональным методом пополнения государственного бюджета. С таким подходом мы сталкиваемся ежегодно, это стало уже плохой традицией. Каждый раз, когда обсуждается проект бюджета, его дефицит, государственные мужи обращаются к таможенной статистике, в частности, к статье «медикаменты».

Но необходимо учитывать целый ряд негативных последствий от введения НДС и особенностей фармацевтической отрасли. Ведь лекарство это специфический продукт.

- Однако, в Кыргызстане уже не первый раз вводит НДС на лекарства. Предыдущий опыт оправдал ожидания чиновников в пополнении бюджета за счет «налога на болезнь»?

- Да, вы правы, в период с 1997 по 2003 год в Кыргызстане лекарства облагались 20% налогом, согласно перечню, в который входило порядка 1,5 тыс. наименований лекарственных средств. Практика введения НДС не привела к хорошим результатам, зато принесли рост размеров контрабанды, уход фармкомпаний в подполье. По оценкам аналитиков, на тот момент доля контрабандной продукции на лекарственном рынке Кыргызстана составляла порядка 50-60%.

К отмене НДС на лекарственные средства мы пришли после долгих обсуждений и споров, длившихся почти 5 лет. Взамен льготных преференций мы обещали вывести сектор из тени и увеличить налогооблагаемую базу. И действительно, отмена НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в 2003 году привела к легализации 90% фармацевтической отрасли, которая в настоящее время находится на этапе динамичного развития. Объем импорта увеличился от 743,6 млн сомов в 2003 году до 7,5 млрд сомов в 2011 году,  и, по моим расчетам, по итогам 2012 года объем ввезенных медикаментов составит 10 млрд 450 млн сомов.

Также мы принимаем активное участие в реализации социальных проектов. Впервые среди стран СНГ  Кыргызстан разработал  очень хорошую государственную программу по льготному лекарственному обеспечению на амбулаторном уровне. По этой программе, успешно осуществляемой с 2000 года, население может получить лекарства с 50% скидкой, а остальная сумма средств возмещается из средств фонда обязательного медицинского страхования.

- Могут ли гарантированные лекарственные программы оказаться под угрозой срыва из-за введения НДС?

- Несомненно, в этой ситуации будут страдать и больницы, поскольку отвлечение части государственных средств по статье «медикаменты» на НДС, а эта сумма составляет более 100 млн сомов в год,  приведет к снижению объема закупаемых медикаментов в больницах, удорожанию стоимости лечения.

И, как следствие, бюджетные медицинские организации, потребляющие львиную долю лекарственных средств (порядка 60%), будут вынуждены отказываться от их закупа в полном объеме. Выплаты по госзакупкам будут проводиться еще реже, чем сейчас, и наверняка с задержками, что скажется на поставках и участии фирм в тендерах.

 Фармацевтические компании всегда шли навстречу  больницам. Например, при участии в тендерах медучреждения ставят условие, что оплата за закупку лекарств будет осуществляться по мере финансирования из бюджета, и поставщики отпускали лекарства без предоплаты. В результате такого взаимопонимания между фармацевтическими компаниям и лечебными организациями больные своевременно получали лекарства и медицинскую помощь. В нынешних условиях, при введении НДС, поставщики уже не смогут отпускать лекарства без предоплаты.

В настоящее время, в год на приобретение лекарств на одного больного расходуется около 100 сомов, это очень маленькая сумма. Если финансирование по расходам не будет увеличено, людям самим придется покупать лекарства при лечении в стационарах.

- Как отразится введение НДС на цене лекарственных средств?

- Мы прогнозируем увеличение существующих цен на лекарства примерно на 25% и более, не говоря о возможном росте инфляции и ожидаемом росте цен на импортные препараты, ведь более 97% лекарств поступает в страну из за рубежа. 12%  - это лишь сам налог, но на ценообразовании скажутся и такие дополнительные издержки - обслуживания бланков  НДС и банковских кредитов.  В конечном счете, НДС это косвенный налог, который неизбежно  ударит по карману конечного потребителя – населения.

Введение НДС на отдельные группы лекарств, это откат назад, который неизбежно приведет к уходу отрасли в тень, падению  объема импорта и продаж, увеличению объема контрабанды лекарственных средств из соседних республик - Казахстана и Узбекистана, где объем фармацевтического рынка составляют более $1 млрд и нет НДС.

Я далек от мысли, что завтра же в страну хлынет контрабандная продукция самого низкого качества, но вполне осязаем риск того, что на наш рынок путем контрабанды поступят некачественные продукты. Дефицит на рынке, это благоприятная среда для нелегального рынка. На мировом фармрынке, несмотря на жесткий контроль, доля фальсифицированных лекарств колеблется от 7% до 15%. Производители фальсификатов ищут такие пробелы и хотят внедриться в страны с высоким уровнем контрабанды. Ситуация опасна тем, что зачастую подделываются не простые, а жизненно-важные дорогостоящие препараты.

- Может ли прогнозируемое падение продаж привести к уходу крупных компаний с нашего рынка?

- По данным департамента лекарственного обеспечения  и медицинской техники, в Кыргызстане зарегистрировано более 200 оптовых компаний, но регулярную поставку продукции осуществляют 50 крупных фармацевтических компаний. Это те предприниматели, которые достаточно давно в этом бизнесе, которые имеют устойчивые связи с ведущими международными фармацевтическими компаниями. Возможно, изменения в налогообложении и не ставят под угрозу разрыв международных контрактов, но приведут к снижению объемов импорта. До введения НДС было возможным покупать лекарства с запасом, но сейчас налог взимается при пересечении границы, где требуются денежные средства в больших объемах для оплаты НДС.

По данным 2012 года, самыми крупными импортерами являются Россия – 32%, страны Европы – 33%, страны СНГ – 13%, Китай, Индия, Пакистан и  другие страны – 30%.

Динамика роста объема импорта фармацевтического рынка: в 2007 году - $57 млн, до $130 млн в 2010 году, 2011 год – $154 млн, прогноз на 2012 год – $220 млн.

- Что уже предпринято фармацевтической ассоциацией Кыргызстана для сдерживания стоимости лекарственных средств?

- Недавно мы обратились к руководству страны -  президенту КР Алмазбеку Атамбаеву, торага Жогорку Кенеша КР Асылбеку Жээнбекову, премьер-министру КР Жанторо Сатыбалдиеву с просьбой оказать содействие в решении проблем, связанных с введением НДС, организовать широкое обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

Учитывая социальную значимость нашей отрасли, всем фармацевтическим компаниям было рекомендовано не увеличивать цены на лекарства до выяснения вопросов по НДС. Однако все оптовые компании отменили скидки при отпуске, которые составляли в зависимости от объема закупки от 5-10%;

Наша  цель, добиться освобождения лекарства от НДС, и не делить их на облагаемые и необлагаемые и найти другие пути пополнения бюджета. Когда вопрос НДС поднимался в 2011 году, один из участников круглого стола четко сказал: «Если чиновникам дадите права на налогообложения по перечню, вы создадите условия для роста коррупции и обогащения чиновников». С этим высказыванием я соглашусь, так как на рынке сегодня в обороте более 6 тыс. наименований фармацевтической продукции, и  администрировать этот процесс на таможенных постах будет очень трудной задачей.

Мы не знаем, какой перечень будет утвержден, будут ли учитываться предложения представителей фармацевтической отрасли. Конечно, мы ждем диалога, чтобы скорее сесть за стол переговоров для выработки оптимального варианта с участием не только чиновников, но и представителей экспертного сообщества и представителей фармации.

А пока, я считаю, что всем  здравомыслящим гражданам  Кыргызстана предстоит подумать: стоит ли вводить «налог на болезнь», когда Кыргызстан на 97% зависим от импорта лекарственных средств и изделий медицинского назначения.