Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Исхак Масалиев, председатель государственной налоговой службы Кыргызстана: «На золото Кумтора в этом году рассчитывать не приходится, нужны новые источники пополнения бюджета»

25 Января, 17:38  /   Обновлено в 17:38 25.01.2013

Бишкек. 25 января. КирТАГ- Кайыргуль Урумканова, Анастасия Дубченко.
Республиканский бюджет на 2013 год установлен на уровне 103 218,6 млн сомов с дефицитом в 17 млрд. На покрытие дефицита бюджета в 2013 году предусмотрены источники финансирования в сумме 16 930,2 млн сомов. Эти средства должны буд

Бишкек. 25 января. КирТАГ- Кайыргуль Урумканова, Анастасия Дубченко.

Республиканский бюджет на 2013 год установлен на уровне 103 218,6 млн сомов с дефицитом в 17 млрд. На покрытие дефицита бюджета в 2013 году предусмотрены источники финансирования в сумме 16 930,2 млн сомов. Эти средства должны будут изыскать налоговики. Задача осложняется еще и тем, что один из главных налогоплательщиков государства – «Кумтор», уже расплатился с новым бюджетом, перечислив по просьбе правительства еще в прошлом году авансом $30 млн налогов за нынешний год.

«На золото Кумтора в этом году рассчитывать не приходится, нужны новые источники пополнения бюджета. И этом главная прерогатива нашего ведомства на ближайшие период, чтобы обеспечить более или менее благополучный финансовый год», - сказал в интервью КирТАГ председатель государственной налоговой службы Кыргызстана Исхак Масалиев.

- К сожалению, уйти от зависимости Кумтора пока не получается. Несмотря на то, что правительство КР получило предоплату от Кумтора в размере $30 млн, компания не выполнила прогнозный план по добычи золота, соответственно это отразилось на поступлениях в бюджет. Потери бюджета (2012 года – КирТАГ) могли бы составить около 1 млрд 900 млн, но нам удалось снизить эту цифру до 750 млн. В этом году на золото Кумтора в этом году рассчитывать не приходится, нужны новые источники пополнения бюджета. И в этом главная задача нашего ведомства на ближайшие период, чтобы обеспечить более или менее благополучный финансовый год.

- Именно об этом говорил премьер-министр во время своей рабочей поездки по Нарынской области. Что уже сейчас предпринимается, чтобы найти дополнительные источники пополнения бюджета?

- Премьер-министр покритиковал нас, и критика была обоснованной. И мы сейчас максимально стараемся отрабатывать задачу. Вот, к примеру, первый источник – автопарковки. На прошлой неделе мы провели хронометраж. Все мы знаем, что количество автомобилей каждый день увеличивается, особенно в столице, и практически на каждой улице имеются участки – автопарковки. Оплата – 10 сомов. Так вот, данные департамента парковок при мэрии и результаты рейда налоговой отличаются в разы! Скажем, только с автопарковки у ЦУМа, по нашим расчетам, ежемесячно мы (бюджет – КирТАГ) теряет1-1,8 млн сомов! Причем показатели снижаются. Если в 2011 году по автопарковкам было собрано около 20 млн сомов, то в 2012 год парковки принесли всего  9,5 млн сомов. 

Вчера мы провели расширенное совещание с представителями мэрии по вопросу сборов по этому виду налога,  который относится к местным налогам и на республиканский бюджет не влияет. Но это большие деньги, которых горожанам не хватает. Поручили городской налоговой службе и департаменту по этим вопросам вместе отработать все вопросы, провести инвентаризацию. Я думаю, в этом году мы должны гораздо больше собрать от этого вида налога.

- Много претензий было по рынку «Дордой». Уже не для кого ни секрет, что в тени «Дордоя» крутятся миллионы. Что предпринимает налоговая служба, чтобы вывести рынок из теневой экономики на 100%?

-  Там ситуация сложнее, чем кажется. Да, нас упрекают в том, что на «Дордое» крутятся товары на десятки миллионов долларов, и львиная доля прибыли идет мимо бюджета.

Сегодня, с «Дордоя» ежемесячно поступает 24-25 млн сомов налогов. Критики, в том числе депутаты, считают, что налогов должно быть больше в разы. Но давайте не забывать, что мы сами осознанно ввели для предпринимателей рынка «Дордой» патентную систему. То есть, мы исходим не от стоимости товара, а от права на торговлю. Пять лет назад государство пошло на внедрение патентной системы в целях поощрения предпринимательской деятельности для кыргызстанцев.  Мы осознанно пошли на патентирование, и эти торговые точки - контейнеры, не являются строением. Сегодня на рынке функционирует 10- 15 тыс. контейнеров, выдано около 10 тыс. патентов стоимостью от 500 сомов до 8000 сомов.

Единственный способ увеличить платежи на рынке, я вижу, в максимальном ограничении контакта налоговой службы с предпринимателем. Мы должны воспитывать налоговую культуры, чтобы деньги платили не из рук в руки - 2000 сомов на руки и налоговая закроет глаза, а 4000 сомов - в кассу. Пока на рынке существует двойная коррупция - как со стороны наших налоговиков, так и со стороны предпринимателей.

Рынок «Дордой», как и «Оберон», живет совершенно другими законами, там есть свой внутренний распорядок, есть собственные службы безопасности и т.д. Нужно время, чтобы сломать эти «рыночные законы». И постепенно отказываться от подобных огромных рыночных комплексов. Лучше иметь в городе 20-30 современных торговых центров, которые будут оснащены техникой, компьютерами, системами учета и наблюдения.

 - Какие новые источники дохода с более оперативной реализацией предлагает ГНС?

- Сфера общепита и услуг. В прошлом году за полгода мы перевели кафе и рестораны на контракт. Мы вместе с ними проводим хронометраж, считаем количество посетителей, и из этих показателей складывается сумма налога. В результате поступления от предприятий этой сферы деятельности значительно выросли. Но и рестораторы оценили это новшество положительно. И это большая победа. Платить честно и только за реальные доходы стало выгодно владельцу ресторана. К нему не ходят налоговики, не донимают проверками. Все зависит только от самого заведения, которому при такой системе невыгодно становится ухудшать условия, снижать качество блюд, игнорировать правила безопасности. Ведь тогда они потеряют клиентов.

В прошлом году мы перевели на контракт 501 предприятие. В этом году уже в январе заключили контракт с 870 предприятиями по республике. Только в Бишкеке на контракте работает более 500 предприятий.

Другой серьезный потенциал контактной системы - побережье Иссык-Куля. Прошлогодний сезон показал, что перешедшие на контракт предприятия (всего 41 пансионат), стали платить в несколько раз больше в казну.

Не трудно догадаться, что раньше эти прибыли утекали в карманы коррумпированных чиновников. В том числе и налоговиков. Контракт – это действенная защита предпринимателя от чиновника-вымогателя и взяточника. Каждый владелец пансионата лучше заплатит хорошую сумму в казну, зато ни один налоговик не приедет со своей семьей отдыхать бесплатно.

- Какие суммы от дополнительных источников вы рассчитываете направить в казну?

- По пансионатам суммы, предположительно, увеличатся в 4 раза. Аналогичный рост ожидает по кафе и ресторанам, мы большинство точек крупных центров переведем на контракт.  По абсолютным цифрам прогнозировать сложнее.

- Большой критике общества подверглось инициатива налоговой службы по введению НДС на лекарства. Без «налога на здоровье» никак нельзя было обойтись?

- Общий принцип налогового кодекса и налоговой системы должен заключать в себе единство для всех категорий товаров. Я коммунист №1, но, с сожалением говорю о том, что природа капитализма предполагает равенство и единство подходов в системе налогов. Никаких освобождений не должно быть. Но, чтобы смягчить удар, все-таки определен перечень лекарств и медикаментов, жизненно важных, которые будут освобождены от уплаты НДС. Минздрав представил перечень из 180 медикаментов.

Мы выросли в советской среде, когда государство обеспечивало нас всем необходимым, и потому сейчас обществу трудно порой принять законы рыночной экономики. Надо пережить этот этап, потому что возврата к социализму все равно не будет.

- А как пережить «этот этап» больным пенсионерам, к примеру? Все ожидают, что фармкомпании будут вынуждены поднять цены на лекарства.

- Подавляющее большинство населения просто не знают, какие обороты у фармацевтического бизнеса. Вчера на совещании один из участников сказал, что в 2012 году ввезено медикаментов на 10 млрд сомов. Все фармацевтические компании, работающие в городе Бишкек, заплатили всего лишь 65 млн сомов налогов. Это меньше одного процента! Жители просто не знают, что компании, освобожденные от налога, напомним, продают им лекарства в 2-3 раза дороже от закупочной цены. А ведь в свое время, когда принималось решение об освобождении фармкомпаний от всех видов налогов, от НДС, пошлин, предполагалось, что лекарства и медикаменты сразу подешевеют. Но еще ни разу освобождение от налогов не привело к удешевлению конечного продукта.

Сейчас посмотрим,  что даст список из 180 препаратов, освобожденных от НДС.

- А так называемый «налог на дворцы», введение которого инициирует ГНС, вы относите к пережиткам социализма или реалиям капитализма?

- Это налог из категории «за все надо платить». Недвижимость – показатель состоятельности гражданина, и в соответствии с налоговым кодексом есть четыре группы недвижимости. Сейчас введены  районные коэффициенты в городе Бишкек. Ведь между 80 кв. м жилья в центре Бишкека и на окраине – большая разница. Город разбит на 22 зоны. Установлены зональные коэффициенты. В комитете парламента мы согласовали эти коэффициенты. Безусловно, это привлечет к увеличению платежей.

И когда говорят о бедных бабушках и дедушках, получивших квартиры от советского завода, которым теперь придется платить налог, могу на это заверить, что в советские времена не строили квартиры площадью свыше 80 кв м. Так что основной массив жилья не попадает под этот вид налогообложения. Платить будут владельцы домов и квартир площадью свыше 150 кв. м. Я лично поддержал данный закон, потому что считаю: если ты имеешь возможность покупать недвижимость по цене $1100 за 1 кв. метр, то $100 в виде налога ты заплатить обязан. И потом не такой уж это удар по карману домовладельцев. Вот мой пример: у меня трехкомнатная квартира - 110 кв. метров. Я платил 4000 сомов, с этого года буду платить 4800 сомов.

- Вы настроены оптимистично на этот год?

- Окончательная картина будет ясна к концу года. Не будем снимать со счетов важную составляющую успеха – политическую стабильность, которая лежит в основе экономической стабильности и, уже тем более, в основе финансового благополучия.