На русском
28
Апреля
+7
Бишкек
73.35 1.18
67.24 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Гульбара Толомушова, киновед: «Бум кыргызского кино перерос в эпоху развития»

22 Октября, 13:07  /   Обновлено в 11:07 23.10.2015

Бишкек. 22 октября. КирТАГ – Айзура Чыкынова. Отечественный кинематограф Кыргызстана на подъеме. Ежегодно производится свыше 100 фильмов, и каждый из них находит своего зрителя. Кыргызские киноленты получают международное признание на различных фестивалях зарубежных стран.  

О состоянии кыргызского кинематографа, о том какие темы отражаются в кыргызских фильмах, о самых интересных отечественных фильмах последних лет КирТАГ рассказала киновед Гульбара Толомушова.

- Уже очевидно, что кыргызский кинематограф на подъеме. Что тому способствовало?

- Да, у нас расцвет кыргызского кино, бум, начавшийся с середины нулевых, в последние два-три года вывел наше кино на принципиально иной качественный уровень. Появились фильмы, на которые стали ходить зрители. Самыми трудными годами для нашего кинематографа, конечно, был период после распада Советского Союза. Мы всегда позиционировали себя, как «Кыргызстан – территория авторского кино», снимали авторские картины режиссеры, заявившие о себе в начале 1990-х: Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров, Марат Сарулу, Темир Бирназаров. Эта группа режиссеров, предпочитающая работать в формате арт-хауса, (хотя Эрнест Абдыжапаров некоторое время назад начал снимать кино для зрителей», в последнее время значительно расширилась режиссерами нового поколения, которые выросли после распада СССР и получили образование, как в Кыргызстане, так и за его пределами: Нурбек Эген, Марат Алыкулов, Садык Шер-Нияз, Айгуль Баканова, Эльнура Осмоналиева, Дальмира Тилепбергенова, Руслан Акун и др.

Мы сегодня можем констатировать тот факт, что наше кино стало полновесным, так как у нас снимается разное кино для разных категорий зрителей: авторские картины успешно представляют Кыргызстан на международных кинофестивалях и получают призы, жанровые ленты получают зрительское признание.

При этом не стоит забывать, что днем рождения кыргызского кино стало 17 ноября 1941 года, когда было подписано постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в г. Фрунзе (ныне Бишкек). Мы одна из молодых кинематографий на территории бывшего Союза, но, тем не менее, у нас хороший уровень, эту марку мы сейчас несем.

- Сколько фильмов в Кыргызстане ежегодно производится? Что можно говорить об их качестве?

- В Кыргызстане ежегодно производится порядка 100 фильмов. В этом году уже снято 22 полнометражных фильма, 28 короткометражных , 34 документальные кинокартины, две анимации и сериал «10 канал», в производстве и подготовительном периоде еще порядка 20 фильмов.

Киностудия «Кыргызфильм» свои возможности наращивает. На нашей главной студии в прошлом году выпустили «Курманжан Датку», арт-хаусный проект «Переезд», в этом - картину «Под небесами», сейчас у нас в производстве новый проект Актан Арым Кубата - «Кентавр». Съемки уже завершены, скоро режиссер полетит в Европу на монтаж. «Кентавр» - копродукция нескольких стран: Кыргызстана, Франции, Германии и Нидерландов. Мы увидим этот фильм в следующем году, премьера фильма, скорее всего, пройдет на Каннском фестивале. Также в настоящее время на «Кыргызфильме» снимается картина «Мунабия».
В кинематографическом пространстве ценится авторское кино. Оно эксклюзивно, уникально. Оно отражает внутренний мир конкретного режиссера, его переживания, страдания, радости, минуты счастья. К примеру, фильм «Бешкемпир» показывает историю автора - Актана Арым Кубата. В 17 лет он узнал, что является приемным сыном людей, которых считал своими родными родителями. И только в 40 лет он смог об этом рассказать в собственном фильме, выплеснуть внутренние эмоции, которые на протяжении многих лет заставляли страдать его.

Повторюсь, ценятся личные истории, ибо в них миллионы людей находят точки соприкосновения со своими проблемами, страданиями, переживаниями. Помню, лет 15 назад, когда я работала в Центре искусств Фонда «Сорос-Кыргызстан», молодой американский фотохудожник Дамиан Вамплер, выставку которого мы проводили, по ее окончании спросил меня о DVD фильма «Бешкемпир». Мне стало интересно, почему именно этот фильм Дамиан хочет увести домой, в США. Внезапно меня осенило: «Его фотоработы запечатлели ребятишек из разных детских домов Кыргызстана. Это, наверное, как-то связано с его личной историей?» Догадка подтвердилась. По виду Дамиан – потомок нубийцев, в младенчестве его усыновила белая пара. Дамиан мечтает узнать своих биологических родителей.

Но вернемся в сегодняшний день. Люди по-разному понимают свое место в искусстве, некоторые стремятся в первую очередь больше заработать денег, неправильно понимают цели и задачи искусства. Лишь бы быстро что-то слепить, такие фильмы живут не долговечно. Важна работа редакторов, сейчас их зарубежные коллеги предпочитают называть себя «Script-doctors», то есть «врачи, которые лечат сценарий». Частные компании в своем штатном расписании не имеют штатной единицы «редактор», но наступает момент, когда картина практически готова, и режиссер понимает, что что-то в ней не так, но за редким исключением вносить конструктивные изменения уже поздно. Редактор (script-doctor) должен работать на фильме с момента замысла.

На национальной киностудии «Кыргызфильм» им. Т.Океева работает художественный совет, который работает с проектами с самого начала производственного периода. Кроме того, в кинематографической среде существует неформально объединение «Восьмёрка», в состав которого поначалу входило восемь известных режиссеров среднего поколения. Ныне состав расширился за счет более молодых коллег, но название осталось прежним. Среди прочих своих задач и целей, «Восьмёрка» как раз и занимается «разбором полетов» проектов своих членов.

Что касается запретов по соображениям цензуры, то государственные органы следят, чтобы в фильмах, которые производятся на территории Кыргызстана, а также, фильмы, которые демонстрируются в кинотеатрах нашей страны - не было сцен насилия, порнографии и экстремистского содержания.

- Какого жанра фильмы чаще снимаются в Кыргызстане? Почему практически не производятся фильмы ужасов, боевики?

- Молодые режиссеры в большей степени производят комедии, потому что они всегда востребованы, оправдывают себя, люди хотят смотреть комедийное, легкое кино. Например, очень хорошо пошел в массы комедийный фильм «Биртууганчик». Также снимаются мелодрамы, любовные драмы… Есть попытки создания фильмов ужасов, которые оставляют желать лучшего. Ведь такое кино создавать очень сложно, дорого, за копейки его не снимешь. Необходимо, чтобы режиссер, который хочет снять «ужастик» имел специальное образование, незаурядное дарование, был в целом просвещенным человеком. А у нас многие режиссеры не имеют соответствующего специального образования. У нас были, конечно, попытки производства фильма ужасов, но они как-то и забылись уже.
Боевики тоже пытаются снимать, но очень плохо получаются. Опять-таки, нужна подготовка специальная. А у нас за 5 копеек решают снять фильм и прославиться. Такого не бывает, это большой труд.

- Отражается ли политическая жизнь страны на кинематографе? Есть ли элементы идеологической пропаганды в массовом кино?

Да, буквально недавно вышли в прокат пропагандистские фильмы, которые отражают ситуацию во время выборов - «Ишен» и «Шайлоо жайлоо».
Исторический фильм «Курманджан Датка» - это, как сказала российский критик Елена Стишова, «духоподъемное кино», оно в прямом смысле воодушевляет массового зрителя, хотя, конечно, среди продвинутой интеллигенции есть критики, которые прямо указывают на «минусы» этого фильма. Думаю, что нам нужны крупные исторические проекты, мы должны стараться снимать их с каждым разом все лучше и лучше. Такие фильмы могут в одночасье объединить страну, ибо в них отражается наше прошлое, которое мы сопоставляем со своим пониманием сегодняшнего дня и благодаря, которым получаем больше мотиваций для строительства лучшего будущего. В нашей копилке всего две единицы патриотического формата: успешно реализованная лента «Курманжан Датка» и находящийся в производстве фильм «Шабдан Баатыр». Но, повторюсь, мы только начали этот путь…
С другой стороны, фильм «Сутак», например, должен стать фильмом для обязательного просмотра и нашими школьниками, и бишкекчанами, и регионалами. Это картина просто и наглядно демонстрирует наш национальный кодекс чести, этикет, я бы даже добавила поведенческий «протокол», как внутри одной маленькой семьи, так и в социуме. Этот фильм имеет ненавязчивый воспитательный посыл, который прекрасно воспринимается любой аудиторией: просвещенной, фестивальной, а также рядовой, зрительской.

- Сейчас есть ли проблемы с прокатом фильмов?

- В Кыргызстане, к счастью, сохранена киносеть. В последние десять лет появились частные структуры («Синематика», «Кыргыз киносу», кинотеатры «Манас» и «Россия» с новым управлением), которые вывели кинотеатральный показ на современный уровень. В прошлом году, когда вышла в республиканский прокат картина «Курманжан Датка», то мобильной группе Республиканского государственного фонда киновидеофильмов «Кыргызфильмофонд» удалось прокатать эту ленту по всем регионам Кыргызстана, организовывая показы именно в имеющихся кинозалах на местах.
В настоящее время в нашем кинопространстве на паритетных началах мирно сосуществуют два направления в кино: арт-хаус и жанровое кино, или как российские коллеги говорят: «Кино для всех и кино для избранных». До 2005 года мы и представить себе не могли, что наступят времена, когда кыргызстанцы будут иметь возможность смотреть кино в современных кинозалах, как в Москве, Берлине, Париже, Лос-Анжелесе.

Люди начали ходить чаще в кино. Позднее другие кинотеатры были отремонтированы, было закуплено новое оборудование, процесс пошел. Одновременно стали выпускаться так называемые «народные фильмы», снятые за сущий мизер, но имевшие колоссальный успех у, мягко говоря, не искушенной публики. В 2006 году появилась картина «Любовь дочери министра», за 10 дней проката еще в старом кинотеатре «Россия» фильм заработал 1 миллион сомов, при бюджете всего в 40 тыс. сомов.
На престижном кинофестивале – Каннском, в мае 2010 года был показан фильм Актана Арым Кубата «Свет-аке», который представил ситуацию постреволюционных событий 2005 года. Эта ситуация – всеобщее ликование людей, у которых появилась надежда на лучшую жизнь, была знаковой, но картина также вскрывала язвы общества. Оказывалось, что простые граждане более остро переживает кризис в социуме и всеми силами стараются повлиять на общую ситуацию. Простой электрик Свет-аке защищает поруганную честь девушки, ибо в этом образе-символе она воплощает поруганную родину.

5 лет прошло после апрельских событий 2005 года, слава богу, у нас стабильность, мир, опять же кино хорошо развивается. Если государство начало выделять средства на кинопроизводство, значит оно встает на ноги.

Другие наиболее важные даты для кыргызского кино: 2001 год – принят закон о кино, 2004 год – вышла картина Эрнеста Абдажапарова «Саратан» (Айыл окмоту), в 2005 году – основана сеть «Синематика». В 2011 году в отреставрированном кинотеатре «Манас» состоялась премьера фильма Данияра Абдыкеримова «Как выйти замуж за Гу Джун Пе», которая продемонстрировала иной, более качественный технический и художественный уровень по сравнению с «народными фильмами».

- Как работает антипиратский закон в Кыргызстане?

- Сейчас антипиратский закон у нас еще прорабатывается. Но я думаю, что нам нужно сознание людей менять, говорить, что красть нельзя. С детства нужно закладывать, что воровать плохо. Приучать людей к мысли, мы все должны фильмы смотреть в кинотеатрах, а не покупать дешевый диск. Фильм – это продукт, созданный группой кинематографистов, вложившие свой талант и финансовые средства.

Большими усилиями сотрудников «Кыргызфильмофонда» прошлой осенью на протяжении четырех месяцев удалось защитить фильм «Курманжан Датка» от посягательств пиратов. Мой друг, продюсер из Эстонии Артур Вэебер был удивлен, что в течение четырех месяцев картина «Курманжан Датка» находилась в правовом поле, то есть демонстрировалась в кинозалах страны. Да, были попытки с ноября сбросить фильм в интернет, но они пресекались. Было приобретено специально оборудование, которое защищало легальные записи от пиратского копирования.

- Ну и заключительный вопрос, чего нам не хватает в кинематографе для того, чтобы подняться на новый уровень?

- Мы развиваемся поэтапно. Эпоха бума переросла в эпоху развития, когда первые успехи окрылили и дали ощущение уверенности, что мы на правильном пути.