Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Эркинбек Мамыров, заведующий отделом правового обеспечения аппарата президента Кыргызстана: «Если выборы не состоятся в 2011 году, Отунбаева будет исполнять обязанности до избрания нового президента»

30 Июня, 18:30  /   Обновлено в 18:30 30.06.2011

Бишкек. 30 июня. КирТАГ – Калия Дуйшебаева. В стране разгорается конфликт между ветвями власти, в частности, между президентом и Жогорку Кенешем. Спор вокруг обозначения даты выборов, состава ЦИК и новых законопроектов порождает новые волнения среди простого населения.Конституционный закон &la

Бишкек. 30 июня. КирТАГ – Калия Дуйшебаева. В стране разгорается конфликт между ветвями власти, в частности, между президентом и Жогорку Кенешем. Спор вокруг обозначения даты выборов, состава ЦИК и новых законопроектов порождает новые волнения среди простого населения.

Конституционный закон «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» были приняты Жогорку Кенешем 12 и 13 мая 2011 года соответственно. Данные законы отправлены на подпись президенту 26 и 27 мая, т.е. через две недели со дня принятия. Однако принятые Жогорку Кенешем законы были возвращены в парламент с возражениями президента 14 июня 2011г. Вето президента было наложено в связи с тем, что принятые законы содержали противоречивые нормы, в том числе и не соответствующие основному закону - Конституции. Чтобы поставить точку в этом вопросе на последнем перед каникулами заседании парламента, Роза Отунбаева выступила перед депутатами.

О причинах конфликта, о том, кто затягивал процесс -  интервью КирТАГ с заведующим отделом правового обеспечения аппарата президента КР Эркинбеком Мамыровым.

 

Почему президент вернула в Жогорку Кенеш законы «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов» и «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша»?

 

- В документах был ряд неточностей и противоречий. В частности, если говорить о законе «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов», там говорилось о дополнительных затратах во время проведения выборов. Но пока правительство не определит источник финансирования дополнительных затрат, вписывать в закон их нельзя. В законе также было прописано, что за счет специальных средств ЦИК должна проводиться уборка после проведения выборов. Но там же в законе говорится, на что именно эти средства можно потратить, и уборка листовок там не значится.

В законе «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша» также имелись нормы, которые противоречили Конституции. Например, в статье 61 говорится о том, что залог возвращается партиям, прошедшим 7% порог от общего числа явившихся на выборы, а в 64 статье указан 5% пороге. Кроме того, были замечания по поводу того, что маркировка избирателя производится только на большой палец левой руки. А если у человека нет большого пальца? Как такие люди будут проходить? Вообще без маркировки? Этого не было прописано в законе.

 

Как получилось, что эти два закона аппарат президента получил только через 2 недели после того, как Жогорку Кенеш их одобрил?

 

- Согласно Конституции они (Жогорку Кенеш-КирТАГ) могут держать принятый закон в течение двух недель. Возможно, закон был не совсем подготовленным, и в течение двух недель его корректировали, аппарат Жогорку Кенеша вычищал шероховатости.

 

Сегодня (30 июня) во время пленарного заседания торага Ахматбек Кельдибеков отметил, что председатели некоторых комитетов Жогорку Кенеша не сразу подписали эти законы, и поэтому они не поступали на подпись президента в течение двух недель… Можно ли сказать, что они заинтересованы в том, чтобы закон не был одобрен до ухода депутатов на каникулы? 

 

- По регламенту, принятый закон визируется главами профильных комитетов и руководителями соответствующих отделов аппарата Жогорку Кенеша. В регламенте не предусматривается, что его обязательно должен подписать инициатор законопроекта, но на этот раз почему-то ждали визу одного из инициаторов  Омурбека Текебаева. И тут возникает вопрос: почему у остальных инициаторов не потребовали визу? Почему такой избирательный подход? Почему Текебаев должен был задерживать закон, который должен пойти на подпись президенту?

 

Что будет в случае, если сегодня законы «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов» и «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша» не будут приняты депутатами?

 

- Если депутаты затянут процесс принятия этих законов, как будет работать ЦИК? Кто будет готовиться к выборам? Вот чем обеспокоены граждане. Выборы должны пройти через 4 месяца после объявления даты выборов и за 2 месяца до окончания срока действующего президента. То есть 30 октября выборы обязательно должны состояться. Поэтому очень важно, чтобы депутаты сегодня (30 июня – КирТАГ) одобрили закон «О проведении выборов президента».

Есть ошибочное мнение, что если выборы президента не пройдут в этом году, то полномочия президента перейдут спикеру Жогорку Кенеша. Но это не так. Согласно Конституции, торага может исполнять полномочия президента только в случае отрешения президента от должности, в случае болезни, в случае смерти и отставки по собственному заявлению. И все. В других случаях торага не может исполнять обязанности президента.

 

В таком случае, если 30 июня, сегодня, закон «О проведении выборов президента» не будет принят и его рассмотрение оставят на сентябрь, кто будет исполнять обязанности президента? Ведь срок полномочий Розы Отунбаевой истекает 31 декабря 2011 года?

 

- Я все же надеюсь, что благоразумие у депутатов возобладает, и они сегодня примут этот документ. У них большая ответственность перед народом, который ожидает, что они объявят дату выборов. Но если депутаты не определят дату выборов, то, скорее всего, выборы могут перенести на следующий год.

В связи с этим у многих возникает вопрос, кто будет исполнять обязанности президента? Тогда мы должны вернуться к норме Конституции, к статье 63, где говорится, что президент слагает свои полномочия  только со дня вступления в должность нового президента. И в данном случае, нам придется руководствоваться именно этой нормой, а не нормой закона, где говорится, что полномочия президента завершаются 31 декабря.

Это не противоречие закона. При принятии закона, никто не предполагал, что случится такой момент. Если парламент сегодня не назовет дату выборов, и оставит этот вопрос на осень, то эти выборы будут объявлены «вне президента», это значит, что парламент сам объявляет дату выборов без подписи президента.

 

А если Жогорку Кенеш сегодня не примет, то смогут депутаты сделать это во время каникул?

 

- В Конституции записано, что торага может созвать внеочередную сессию или внеочередное заседание по предложению президента, правительства или одной трети депутатов. В таком случае их решение будет легитимным. Но тут возникает другой вопрос, смогут ли они собрать кворум?