На русском
26
Июня
Бишкек
76.87 1.14
68.82 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Бактыгуль Норузбаева, директор департамента информации: «В эпоху интернета газеты и ТВ остаются в Кыргызстане актуальными СМИ»

07 Ноября, 15:52  /   Обновлено в 09:35 09.11.2015

Бишкек. 7 ноября. КирТАГ – Айзура Чыкынова. Роль средств массовой информации настолько велика в современном обществе, что СМИ часто называют «четвертой властью», наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В Кыргызстане зарегистрировано более полутора тысяч СМИ, не считая новостные интернет-порталы. Издается 159 газет, осуществляют вещание 25 телеканалов и 26 радиостанций. В интервью КирТАГ директор департамента информации и массовых коммуникаций Бактыгуль Норузбаева рассказала о состоянии отечественных СМИ в реалиях сегодняшнего времени, о цифровом телевидении.

- В эпоху социальных сетей можно услышать множество разговоров о грядущей смерти привычных медиа. Этот диагноз, возможно, актуален для печатных СМИ и ТВ, что вы об этом думаете?

- Для Кыргызстана привычные медиа – печатные издания и телерадиовещание будут еще очень долго оставаться актуальным средством массовой информации.

Нельзя забывать о том, что проникновение Интернета по республике сравнительно выросло по сравнению с прошлыми годами, но все-таки, прогресс цифровых и социальных медиа больше всего зависим от общей грамотности населения. Отсутствие владения компьютерными навыками у большинства жителей республики, особенно у старшего поколения, в силу консервативного и традиционного образа жизни, не позволяет говорить нам сегодня об этом как о диагнозе.
На сегодняшний день тенденция следующая. Социальные сети популярны, в основном, среди молодежи, а вот самым актуальным видом СМИ в Кыргызстане является телерадиовещание, не считая «сарафанное радио». Любое проводимое исследование доказывает данный факт.

Печатные издания также пользуются определенной популярностью. Консервативные группы и лица в силу привычки или в силу других причин, предпочитают знакомиться с новостями и различного рода информацией, сопровождающихся не в малой степени иллюстрациями и фотографиями из газет и журналов.

- Какова читабельность отечественных газет в стране?

- Судить о читабельности газет в стране можно по количеству тиража, выпускаемого каждым периодическим изданием. Тираж зависит ни сколько от финансово-экономических показателей издания, а сколько от спроса, можно так сказать, потребности людей старшего поколения в получении новой информации. Данная часть населения, в основном, проживает в регионах республики, и интересуются в первую очередь местными событиями и новостями.

Читабельность отечественных газет остается на среднем уровне, что связано с ростом числа пользователей Интернета с одной стороны, которые привыкают читать новости и другие информационные материалы на новостных лентах информационных агентств. А с другой, представители старшего поколения не владеют навыками, которые обеспечивают доступ к контенту информационных агентств и интернет-изданий посредством компьютерных и мобильных устройств.

И поэтому в целях повышения читабельности региональных печатных СМИ, финансируемых из республиканского бюджета, в данное время департаментом реализуется пилотный проект для Нарынской области. С целью экономии средств республиканского бюджета, проект предусматривает верстку и организацию доставки всех областных и районных газет в одном месте. Это скажется на повышении тиража и, таким образом, в разы повысит доступ жителей регионов к информации.
Также в целях обеспечения доступа к имеющейся на местах информации в регионах, департаментом ведется объемная работа по запуску интернет-сайта государственных региональных печатных изданий. Предполагаемое название интернет-сайта «aimakpress.kg». На указанном сайте планируется размещение актуальных, социально значимых, культурных, финансово-экономических и многих других материалов со всех регионов республики.

- Кыргызстан перешел на цифровое вещание. Какова ситуация? Какие плюсы и минусы?

- Департамент информации и массовых коммуникаций при министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики в рамках реализации Программы перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике с начала 2015 года по настоящее время успешно провел переоснащение аппаратно-студийного комплекса телерадиоорганизаций, вещающих в Социальном пакете телеканалов эфирного цифрового наземного телевидения с ноября 2014 года. В каждую республиканскую и областную телерадиокомпанию, изначально вошедшую в Социальный пакет, поступило новое цифровое оборудование, создав цифровой прорыв в качестве вещания. Уже сегодня во всех регионах страны часть населения пользуется всеми преимуществами цифрового вещания.

На экранах телевизоров каждого кыргызстанца начался показ документальных фильмов, ток-шоу, телепередач и социальных роликов, посвященных укреплению национального единства, культурному просвещению, патриотическому воспитанию молодого поколения, повышению грамотности населения, сохранению культурных ценностей и бережному отношению к окружающей среде.

Кроме того, ведется постоянное информирование населения о внедрении цифрового телевидения – подготовлена серия информационных видео и радио роликов, был запущен сайт www.sanarip.kg. С 15 мая 2015 года начала работу горячая линия «1212» – бесплатная для звонков со стационарных телефонов и абонентов сотовых сетей.