На русском
18
Октября
Бишкек
80.77 1.20
68.51 0.20
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Эльвира Сариева: «В кыргызских школах до сих пор используется советская методика преподавания»

18 Июня, 14:55  /   Обновлено в 14:59 18.06.2015

Бишкек. 17 июня. КирТАГ – Мунара Боромбаева. Образование является одной из проблемных сфер Кыргызстана. Недостаточное финансирование, устаревшие методики, низкое качество обучения в средней и высшей школе, усугубляющийся системный кризис отличают современное образование Кыргызстана. КирТАГ задал несколько актуальных вопросов министру образования и науки Эльвире Сариевой.

Большинство школьных учителей — люди старшего возраста, молодых педагогов мало. Как планируется повысить престиж этой профессии?

Несмотря на предстоящее повышение зарплаты учителей, по этому показателю мы все равно уступаем системам финансов и здравоохранения. Поэтому кроме увеличения оплаты мы хотим ввести конкурентную систему среди учителей.

Ради привлечения молодых педагогов в школы 2011 году их приравняли по статусу к старшим преподавателям. Как следствие, упала мотивация учителей, потому что опытные и молодые педагоги стали получать почти одинаково.

Если человек работает в школе как наставник молодого кадра или разрабатывает новую методику преподавания, тогда мы должны его поощрять. Поэтому в сентябре мы планируем ввести три уровня квалификации педагогов. Ради этого, кстати, на педагогические факультеты вузов мы должны брать абитуриентов с результатом Общереспубликанского тестирования не меньше 110 баллов.

Школьные поборы стали привычным делом. Не легче ли легализовать их и сделать прозрачными?

Согласно Конституции, школьное образование в Кыргызстане бесплатное, поэтому узаконить поборы невозможно. В среднем, на одного ребенка государство должно выделять 11 тыс. сомов в год. К сожалению, минфин сегодня дает только 87% от этого норматива. Денег катастрофически не хватает, поэтому руководители школ идут за помощью родителям и спонсорам.

Мы с минфином должны эти 87% довести до 100%, тогда проблема поборов частично решится. Палку с поборами перегибают, в основном, в крупных городах, как Бишкек. Поэтому недавно депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев внес поправку в закон, суть которой заключается в создании при каждой школе попечительского совета, который будет контролировать работу заведения и распределение поступающих средств.

Возьмем, например, одну школу, которая получает государственные средства в недостаточном объеме. Самостоятельно собирать деньги они не могут согласно Конституции, поэтому создают общественный фонд и каждого родителя ребенка обязывают вносить в фонд по 1 тыс. сомов, далее ежемесячно по 500 сомов. Эти деньги как бы идут в школу, их контролирует директор школы, который связан с членами этого фонда. Закрыть эту лазейку мы не можем, по закону они являются неправительственными организациями, в деятельность которых мы не можем вмешиваться.

К сожалению, в некоторых школах фонд интегрирован с родительским комитетом, что используется руководством как дополнительный механизм сбора средств для заведения. Очень много случаев, когда этот фонд отдельно кормит директора, и мы с этим ничего не можем сделать. Поэтому поправка в закон о попечительском совете позволяет открыть отдельный банковский счет школы. Это позволит попечительскому совету и родителям вносить деньги на этот счет и таким образом помогать школе.

Чтобы это система заработала, мы сделаем электронную карту Кыргызстана и нанесем на нее все 2 тыс. 27 школ, флажками отметим аварийные школы и те, которые мы хотим ремонтировать в этом году, покажем, сколько денег государство выделяет на каждую отдельную школу. Каждый родитель сможет зайти на этот сайт и увидеть, сколько было вложено в школу его детей. Сейчас этот вопрос только разрабатывается.

Какова ситуация с обеспечением школ учебниками?

К предстоящему 1 сентября в школах Кыргызстана не хватает 12 млн учебников. На эти цели в 2015 году выделено всего 100 млн, хотя необходимо 600 млн. Но обеспеченность  по стране хорошая, она достигает 75%, однако большинство книг старые. Теперь мы вводим новый стандарт методики и по ней нужны новые учебники, теперь придется взять у соседей их методику. У нас, к сожалению несколько лет вообще не издавались толком книги. Мы сейчас пользуемся учебником математики советских времен. Теперь министерство вынуждено публично признаться, что в этом направлении работа не велась, и поэтому на промежуточном этапе, два года мы будем учить детей математике по российским учебникам, химии - казахстанских, биологии еще какой-то страны. Чтобы наши школьники могли учиться по своей методике необходимо, как минимум, два с половиной года. Потому что год пишется учебник, и потом целый год они должны тестироваться в нескольких школах, зафиксироваться плюсы и минусы. Затем Кыргызская академия наук должна утвердить их, минфин выделить средства на издание.

На какой стадии находится оптимизация вузов? 

Всего в Кыргызстане 52 вуза, включая 31 государственный. Разобраться с ними нужно в первую очередь, учитывая, что мы тратим на них бюджетные средства. Специальная межведкомиссия при нашем министерстве разработала критерии, по которым мы сделали рейтинг всех госвузов и выделили ключевые решения плана оптимизации на первый год.

Одним из них было повышение качества обучения, чтобы в вузы поступали толковые абитуриенты. Поэтому мы установили 110 как проходной балл прохождения в вузы по итогам ОРТ. Это значит, что если абитуриент ответит на 40% вопросов, то он получает тройку.

Второй важный момент - во многих государственных вузах имеются институты, которые зарегистрированы как отдельные юридические лица. Предположим, в Кыргызском национальном университете существует шесть институтов с отдельными руководством и кассами. Получается, что минобразования видит бухгалтерию и документацию университета в целом, а не каждого института при нем. Поэтому одним из результатов оптимизации станет сохранение всех институтов, но они будут числиться как одно юрлицо, а все платежи будут поступать в одну кассу

Сколько вузов сократят по итогам оптимизации?

Это задача входит в план оптимизации на 2016 год, поскольку в нынешнем году мы должны сохранить ОРТ и сделать финансовые потоки прозрачными, чтобы государство понимало - кого надо финансировать, кого не следует, кого надо закрыть. Многие вузы практически стали частными, потому что они живут сами по себе, большинство зарабатывает самостоятельно.

Другой важный момент - это специализация. Скажем, каждый вуз должен работать по своему профилю, но многие высшие учебные заведения открыли факультеты юриспруденции и экономики из-за потребностей абитуриентов.

В итоге качество преподавания предмета оставляет желать лучшего, специализация как таковая исчезла, но деньги у людей собирают. Специализацию мы проверяем с помощью двух инструментов: проводим аттестацию и пересматриваем специальности, чтобы закрыть непрофильные специальности вузов. Но опять же, мы закрываем специальности не сразу, то есть даем обучающимся сейчас студентам завершить учебу.

Раньше давались некоторые преференции абитуриентам, не сумевшим набрать пороговый балл. Например, снижали порог до 90 баллов, чтобы они смогли заполнить все места в вузах. В этом году предусматривается нечто подобное?

Сельхозинститут, академия МВД, педагогические институты и факультеты просили снизить пороговый балл, потому что они испытывали недобор абитуриентов. Но мы должны понимать, что если набирать двоечников, то милиция никогда не будет сильной, а учителя грамотными. Школы говорят, что вузы готовят плохих педагогов, высшее образование отвечает, что школы выпускают слабо подготовленных абитуриентов.

Для разрешения этого круговорота порог в 110 баллов снижать нельзя. Все наши дети имеют справедливый потенциал и система должна быть справедливой для всех.