На русском
20
Октября
Бишкек
81.03 1.19
68.64 0.20
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Джоомарт Оторбаев, премьер-министр Кыргызстана: «Туризм – локомотив экономики Кыргызстана»

10 Июня, 20:21  /   Обновлено в 20:29 10.06.2014

Бишкек. 10 июня. КирТАГ -  Мунара Боромбаева.  Правительство Джоомарта Оторбаева делает ставку на туризм.

«Туризм является локомотивом экономического развития Кыргызстана. Если взять мировой опыт, то туризм стоит на втором- третьем месте по уровню экономического развития. В сфере туризма ежегодно расходуется более триллиона долларов! А у нас уникальная страна, с такой жемчужиной как озеро Иссык-Куль», - сказал Дж. Оторбаев в интервью КирТАГ.

- Однако, несмотря на то, что в Кыргызстане туризм объявлен ведущей отраслью, до сих пор работу в этом направлении нельзя назвать системной, а помощь со стороны государства достаточной. Какова будет новая концепция развития туризма в Кыргызстане?

- Уже сейчас ежегодно нашу страну посещают более 3 млн туристов. Если эту цифру соотнести с населением,  то этот показатель составит порядка 55%, то есть на двух кыргызстанцев приходится по одному туристу. И это несмотря на невысокий уровень отелей и неразвитую туристскую инфраструктуру. В основном в Кыргызстан приезжают «туристы с рюкзаком», которые оставляют немного денег. Мы делаем все, чтобы привлечь больше туристов, например, в прошлом году отменили визы 44 странам. Граждане 70 государств могут приезжать в страну без визы, и мы видим, что этот шаг привел к росту туристского трафика из дальнего зарубежья на 30%.

Но основные рынки, конечно, Казахстан, Узбекистан и Россия. Задача государства в первую очередь обеспечить туристам безопасность и въезд. А дальше - размещение, прибытие гостей регулирует частный сектор, потому что у нас нет государственного предприятия, которое занималось бы туризмом. Мы должны создать условия, позволяющие насладиться красотой природы зимой и летом. Стратегическое направление - это сохранить Кыргызстан в качестве экологической страны с ее уникальной природой.

- Какой доход может принести курортный сезон на Иссык-Куле?

- Мы говорим о том, что туристический сектор находится в сфере неофициальной экономики. Приезжает турист из Казахстана, въезжает без визы, останавливается в частном секторе, питается в кафе, ресторанах, ездит на автомобилях местных жителей. И поэтому мы стараемся не зажимать представителей малого бизнеса с точки зрения административного ресурса. Наша задача в том, чтобы турист принес деньги для операторов, для частного сектора. Примерно 2 млн туристов ежегодно посещают Иссык-Куль и за несколько дней отдыха оставляют примерно $500 каждый, этого конечно же мало. Объем за три месяца составляет $1 млрд. В то же время Иссык-Кульская область собирает налоги от туризма всего 0,03% от предоставляемых услуг. Это означает, что турист находится в неофициальном секторе. То есть, влияние на экономику значительное, но мы должны научиться собирать грамотно налоги с этой сферы. Ведь налоги это зарплата учителей, врачей, военнослужащих, чиновников. И в эту сферу мы должны войти не агрессивно, чтобы люди заработали сами, пополнили свой бюджет, но чтобы они поняли: надо иметь и справедливое отношение к государственным обязательствам.

- Какие направления туризма в Кыргызстане самые перспективные? И что правительство делает и планирует для развития приоритетных направлений?

- Безусловно, в Кыргызстане Иссык-Куль на первом месте. Он уникален, близок к рынкам, популярное место. Если мы обеспечим стабильность, то можно привлечь еще много туристов. Кроме того, мы много говорим об экологическом туризме. Очень много иностранцев приезжают в горы. Но они оставляют мало денег!  Кроме того, в Кыргызстане сейчас новый прорывной вид туризма -  лыжный. В ближайшее время в Кыргызстане будет построено несколько горных курортов. Если сравнить с Чимбулаком в Казахстане, то они будут намного круче, потому что в Кыргызстане горный рельеф более перспективный. В данное время около Бишкека мы создаем целый ряд горнолыжных кластеров мирового уровня. Турист уже через полчаса после прилета в аэропорт «Манас» может кататься на лыжах.

- Для этого нужны инвестиции. Откуда их взять?

- В основном это частные инвестиции. Мы создаем хороший инвестиционный климат, инвестор приходит, инвестирует, получает прибыль.

- А можете назвать примерный объем необходимых инвестиций?

- Это не так просто. В прошлом году объем частных инвестиций составил примерно $1 млрд. Это примерно 16% ВВП. Из них большая часть идет на туризм, в частности, на развитие проектов. Например, на побережье много коттеджных поселков, и мы надеемся привлечь системных инвесторов для более правильного инвестирования. Это и горнолыжный, экологический туризм. Например, город Каракол живет только за счет туризма, горы там популярны и зимой, и летом. Местные жители устраивают недельные туры по горам.

- После того как Кыргызстан вступит в Таможенный союз, как сложатся отношения с соседями?

- В отсутствии границ, наши отношения с Казахстаном качественно улучшатся при наличии товаров и услуг. Будет значительное улучшение. Ежегодный объем товарооборота $1 млрд. Для Казахстана это немного,  а для нас значительно.  И этот объем увеличится многократно. В Казахстане ВВП на душу населения составляет $12 тысяч, у нас $1,2 тыс., в десять раз меньше. И для нас открытие рынка сбыта, где мы можем торговать со страной, с которой у нас нет никаких противоречий, принципиально важно. Наша экономика будет развиваться,  а казахстанские инвестиции увеличатся во много раз.

- У каждой туристической страны есть своя визитная карточка, как вы считаете, что может стать визитной карточкой Кыргызстана? Кроме Иссык-Куля, конечно.

- Визитной карточкой Кыргызстана может прослужить доброжелательное отношение  к гостям. Кыргызы очень гостеприимный народ. Гостеприимство - наша визитная карточка.

- Спасибо за беседу!  И, присоединяясь к вашим словам, говорим всем: Добро пожаловать на Иссык-Куль!