Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Данияр Нарымбаев, полпред президента в Жогорку Кенеше: «Очень важно, чтобы президент, парламент и суды были солидарны в продвижении судебной реформы»

30 Апреля, 12:28  /   Обновлено в 12:28 30.04.2012

Бишкек. 30 апреля. КирТАГ – В продвижении судебной реформы очень важно, чтобы все ветви власти – президент, парламент и суды, были солидарны и имели единое мнение по сути реформ. Об этом в интервью КирТАГ сказал полномочный представитель президента в Жогорку Кенеше КР Данияр Нарымбаев.&n

Бишкек. 30 апреля. КирТАГ – В продвижении судебной реформы очень важно, чтобы все ветви власти – президент, парламент и суды, были солидарны и имели единое мнение по сути реформ. Об этом в интервью КирТАГ сказал полномочный представитель президента в Жогорку Кенеше КР Данияр Нарымбаев.

– Что было сделано действующей властью для продвижения  судебной реформы?

– Одним из первых декретов президента Алмазбека Атамбаева стал Указ о создании комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшей судебной реформе. На мой взгляд,  эта комиссия выполнила свою миссию,  причем  сделала  это не кулуарно,  организовав общественный диалог при помощи международных доноров, таких как Европейский союз,  ПРООН, Фонд Сороса. На  широкие слушания были  приглашены специалисты всех государственных органов, имеющих отношение к судебным проблемам, представители гражданского общества  и международные  эксперты. Состоялась полезная дискуссия, которая длилась   в течение 2 дней. В  диалоге приняли участие порядка 150 человек. По его  итогам  была разработана концепция судебной реформы.

–Что   является основным  препятствием для дальнейшего реформирования судебной системы?

– В данное время я  не вижу непреодолимых преград  для предстоящего реформирования. Возникла лишь одна проблема с принятием согласованных предложений, разработанных в рамках возражения президента  по  «Закону о статусе судей» и по «Закону о Конституционной палате». Но эти  проблемы  носят не   принципиальный, а технический характер. В ближайшее время, когда в парламенте соберется необходимый  кворум, то есть больше 80 депутатов, будут рассмотрены и эти вопросы, и значит,   судебная реформа будет продвигаться  быстрее.

– Нужен ли  нашей стране  суд присяжных, введение которого уже оговорено  законом?

– Общество еще не отошло от шока, вызванного  ошскими событиями. Поэтому в  обозримом будущем, примерно до 2020 года,  я бы не торопился  практиковать суд присяжных. Я считаю, что обществу необходимо успокоиться. Должна быть установлена некая государственность. Только после этого  можно начать вести обсуждение на тему, какая именно модель суда присяжных нам подходит. Сейчас государство не сможет обеспечить, а общество принять институт присяжных. Да и вообще, не нужно  придавать этому  большое значение, поскольку  суд присяжных будет рассматривать  всего 1%  от общей совокупности уголовных дел по особо тяжким преступлениям.

– Сколько времени понадобится для усовершенствования  судебной системы в целом?

- До тех пор, пока государство не будет само развиваться, а судебная система не станет адекватной  развитию общественных отношений, этот процесс будет продолжаться, его невозможно ограничить годами. Преступность будет существовать, также  как и необходимость в правосудии, а значит,  всегда будет необходимость в совершенствовании этого правосудия.

– Какая  работа проводится  по устранению пробелов в законодательстве по судебной системе?

– Все, что  ранее делала комиссия - это попытка собрать в один систематизированный документ все проблемы,  существующие  в практике и  в законах. Концепцию  же, которая в мае нынешнего  будет предложена  на утверждение президента Атамбаева,  надлежит трансформировать в план мероприятий.

– Возможно ли, в  процессе  реформирования судебной системы избежать  внутренних столкновений  между определенными политическими группировками?

– То, что в парламенте действует 5 фракций, является огромным плюсом. Также положительный фактор - это наличие в ЖК 120-ти депутатов. Главное,  не нужно торопиться с принятием того  или иного решения. Каждый депутат должен понять, о чем идет речь в вопросах, касающихся  судебной системы. Особенно необходимо взвесить все «за» и «против» при принятии Концепции предложений по судебной реформе. Очень важно, чтобы  президент, парламент и суды стали  понимать суть предстоящих изменений и работать в этом направлении. Большинство депутатов парламента -  это люди позитивно и прогрессивно настроенные на предстоящие реформы. К сожалению,  парламентариям не всегда  хватает времени, чтобы вникнуть в сложные вопросы.

– Какие  финансовые  затраты  предусмотрены для реформирования?

– В разработанной Концепции предлагается в законодательстве прописать норму, согласно которой на реформирование судебной системы ежегодно необходимо выделять не менее 2%  от общих расходов, которые идут на содержание государственного аппарата. Но в решение этого вопроса нужна политическая воля.

– Будете ли вы перенимать грузинский опыт реформирования?

– Конечно,  будем, но только не механически, и опыт намерены заимствовать  не только у Грузии, но и у других стран. Очень часто, когда Кыргызстан  брал чужой опыт другого государства,  он  у нас не приживался. Мы будем смотреть, насколько та или иная инициатива применима в наших условиях. Нужно быть смелыми, но осторожными.