Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Бактыгуль Жеенбаева, и.о. председателя Национального банка Кыргызской Республики: «Азия Универсал Банк» фактически существовал для вывода государственных средств»

04 Апреля, 12:33  /   Обновлено в 12:33 04.04.2011

Бишкек. 4 апреля. КирТАГ – Кайыргуль Урумканова. «Азия Универсал Банк» на самом деле фактически существовал для вывода государственных средств. Об этом заявила в интервью КирТАГ исполняющая обязанности  председателя Национального банка Кыргызской республики Бактыгуль

Бишкек. 4 апреля. КирТАГ – Кайыргуль Урумканова. «Азия Универсал Банк» на самом деле фактически существовал для вывода государственных средств. Об этом заявила в интервью КирТАГ исполняющая обязанности  председателя Национального банка Кыргызской республики Бактыгуль Жеенбаева.

По ее словам, 10 лет АУБ предоставлял фиктивные отчеты Нацбанку.

«Финансовая, статистическая, регулятивная отчетность, предоставляемая для государственных органов, населения и общественности оказалась сфальсифицированной, с целью сокрытия реальной финансовой картины. Банк на самом деле фактически существовал для вывода государственных средств», - сообщила глава Нацбанка.

 

Банкротство «Азия Универсал Банка»  стало самым громким скандалом в банковской сфере и затронуло интересы очень многих кыргызстанцев. Не могли бы Вы дать полный и объективный комментарий событиям, связанным с АУБ?

- 5 августа 2010 года Национальным банком было принято решение об отзыве банковской лицензии у ОАО «Азия Универсал Банк» (АУБ) и признании его неплатежеспособным  и о возбуждении в отношении него процедуры банкротства.

27 октября 2010 года судебная коллегия по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда приняла решение, согласно которому АУБ признан неплатежеспособным. Возбуждена процедура банкротства АУБ и специальным администратором банка назначено агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА) при Национальном банке Кыргызской Республики.

В тот же день была отозвана лицензия банка, а 1 ноября 2010 года в отношении АУБ был прекращен режим консервации и начата процедура специального администрирования.

14 декабря 2010 года решением межрайонного суда города Бишкек был определен метод специального администрирования АУБ - реструктуризация банка путем создания нового банка.

Но «Азия Универсал Банк» был неплатежеспособным уже до введения Нацбанком режима временного руководства, по причине вывода бывшими акционерами и руководством активов банка.

Я бы хотела подробнее рассказать о ситуации с этим банком, так как произошедшее, не укладывается ни в какие рамки.

Была проведена тщательная проверка деятельности АУБ, в результате которой Нацбанком было установлено большое количество фактов, свидетельствующих о мошеннической деятельности банка. В банке на протяжении ряда лет проводились операции, подпадающие под признаки «подозрительных», в особо крупных размерах по счетам клиентов, с использованием различных операций банка

Национальным банком была проведена работа по получению технической помощи от международных организаций на грантовой основе для проведения сыскного аудита в этом банке. Помощь была получена, и была привлечена международная аудиторская компания, которой были подтверждены факты незаконной деятельности в банке. Имеются достаточные основания полагать о наличии фиктивных операций по покупке ценных бумаг, возможно, направленных, прежде всего, на вывод государственных средств за пределы республики.

Финансовая, статистическая, регулятивная отчетность, предоставляемая для государственных органов, населения и общественности оказалась сфальсифицированной, с целью сокрытия реальной финансовой картины.

Некоторые люди высказывают сомнения и не верят в то, что в нем не было денег.

Банк на самом деле фактически существовал для вывода государственных средств. АУБ показывал, что у него на балансе имелась большая сумма денег, столько то миллионов долларов, после сверки между 60 корреспондентами банка, оказалось, что фактически, когда в банк приходили деньги, их тут же выводили.

Пришли деньги из соцфонда - их тут же вывели. Они были выведены уже в 2009 году. Банк пишет и предоставляет отчеты, что у него эти деньги есть, но фактически их не было. Таким образом, мы получали фальсифицированные отчеты длительное время. Когда мы начали выяснять, получилось, что 10 лет банк предоставлял фальсифицированные балансы, и аудит это подтвердил.

По результатам сыскного аудита выяснилось, что АУБ был технически неплатежеспособным еще до 7 апреля 2010 года. Банк был банкротом задолго до апреля 2010 года, он не стал банкротом именно 6 или 7 апреля - денег там не было и до этого.

К сожалению, деньги социального  фонда, фонда развития, которые там были размещены, были выведены еще в 2009 году. У нас не оставалось иного выбора, чем начинать спасать вкладчиков. Эта задача была успешно завершена - мы разделили банк, применили к этому банку метод реструктуризации.

14 декабря 2010 года решением межрайонного суда города Бишкек был определен метод специального администрирования АУБ - реструктуризация  банка путем создания нового банка. Указанным решением межрайонного суда города Бишкек специальный администратор банка наделен всеми полномочиями, необходимыми для создания нового банка и передачи ему части активов и обязательств АУБ.

 Во исполнение данного решения суда специальным администратором был создан ОАО «Залкар Банк», в который была передана часть активов и обязательств АУБ, в том числе и счета социально фонда и фонда развития. 24 декабря 2010 года. ОАО «Залкар банк» получил лицензии на право проведения банковских операций в национальной валюте и в иностранной валюте.

«Залкар Банк» начал работать, и насколько я знаю, ни один вкладчик не жаловался не его деятельность. Все вкладчики, которые вложили туда деньги - получили и получают свои вклады. Мы сохранили все, что возможно было сохранить.

Этот банк не является правопреемником АУБ. Это абсолютно новое юридическое лицо. Другое дело, что у него нет на сегодняшний день капитала – они не получали никаких денег, но по законодательству разрешается в течение года работать без капитала и поэтому он работает пока так, но мы его готовим к продаже. Пока что нет данных по его стоимости, но есть заинтересованные стороны, которые проведут оценку банка.

 

Как так получилось, что государственный орган разместил свои финансы в частном банке?

- Это правильный вопрос - почему соцфонд разместил свои деньги в АУБе? Где найти ответ на него? Прежнее руководство фонда разместило и успешно потеряло средства. Мы будем возвращать. «Залкар банк» будет работать, зарабатывать прибыль, возвращать эти деньги, но какой ценой нам приходиться все это делать. Что обидно, деньги украдены, мы опять должны работать над восстановлением.

 

Это большие деньги? О какой сумме идет речь?

- Более полутора миллиардов сомов. Это деньги пенсионеров, что и обидно.

 

С чем связано введение режима консервации в ряд банков?

- Национальным банком КР был введен режим консервации в трех банках: ОАО «Инвестбанк «Иссык-Куль» с конца 2010 года, ЗАО «Манас Банк» и ОАО «КыргызКредит Банк» с 31 января 2011 года.

Основанием для введения режима консервации послужило возбуждение уголовных дел генеральной прокуратурой в отношении: собственника, совета директоров  и руководства ЗАО «Манас Банк»; председателя совета директоров  и председателя правления ОАО «КыргызКредит Банк» и должностных лиц ОАО «ИБ «Иссык-Куль» за совершение преступлений, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, коррупцию и участие в преступном сообществе.

Согласно закону КР «О консервации, ликвидации и банкротстве банков», в случае возбуждения уголовного дела на должностных лиц банка, Национальный банк обязан вести режим консервации.

Стоит отметить, что «КыргызКредит Банк» был связан непосредственно с АУБом и по операциям, и по учредителям, и по клиентам.

Комплексная проверка «Манас Банк» показала, что там были выданы кредиты, которые не погашаются и не возвращаются, были проведены операции, связанные с определенными проплатами, проверка не смогла найти, кому были выплачены эти деньги и кто является их получателем.

Нацбанк не заинтересован в закрытии коммерческих банков. Наоборот, мы хотим, чтобы банки работали, население не беспокоилось, была стабильность, но в деятельность отдельных банков были найдены нарушения. Генпрокуратура возбудила уголовные дела в отношении руководителей банка. Режим консервации, будет действовать до тех пор, пока не будут закрыты уголовные дела. Затем в зависимости  от решения суда мы будем принимать решения по тому или иному банку. Консервация это охрана активов банков, чтобы не ухудшить их состояние - это не банкротство.

Казахские банки - «Халык банк», «Казкоммерцбанк» - работают в нормальном режиме. Есть вопросы с «БТА банком», там опять же вопросы связаны с прежней властью, как я понимаю, казахское правительство тоже заинтересовано в решении этого вопроса, и «БТА» претендует на возврат своих акций. Акции сейчас арестованы нашими правоохранительными органами, но я думаю, этот вопрос может быть отрегулирован. Факт перехода собственности был компетентными органами расследован и, я думаю, кыргызско–казахской стороной это вопрос будет отрегулирован.

 

В каких банках введено внешнее управление, и где предполагается смена руководства?

- Изначально временное руководство 8 апреля 2010 года было введено в пяти коммерческих банках. В последующем в четырех из них введены режимы консервации, и лишь у одного их них была отозвана банковская лицензия.

В настоящее время временное руководство продолжает действовать в ОАО «Акылинвестбанк», так как банк продолжает нарушать требования по минимальному размеру собственного капитала. В период временного руководства полномочия правления и совета директоров банка были переданы временному руководителю.

Также вопрос смены руководства рассматривается еще в одном банке.

 

Как Вы оцениваете банковскую систему страны?

- В Кыргызстане действует 22 коммерческих банка и 246 филиалов коммерческих банков, 2 банка с казахским капиталом.

На конец февраля 2011 года банковской системой в целом получена чистая прибыль в размере 191 млн сомов. В аналогичном периоде 2010 года чистая прибыль по результатам деятельности банков составила 270,1 млн сомов.

  Суммарные активы банковской системы с конца декабря 2010 года выросли на 0,7%, составив 59,02 млрд. сомов. Общая депозитная база банковской системы составила 35,3 млрд сомов. При этом она сократилась с декабря 2010 года на 1,1%, а депозиты госорганов с декабря 2010 года сократились на 0,02%.

С конца декабря 2010 года в целом по депозитам юридических лиц произошло сокращение на 6,9%, а по депозитам физических лиц, наоборот, наблюдается прирост на 6.6%, что отражает сохранение доверия к банковской системе в целом со стороны домохозяйств/населения страны.

Объем кредитования  по состоянию на 28 февраля 2011 года составил 26,79 млрд сомов, увеличившись с декабря 2010 года на 1,8% (на конец 2010 года – 26,31 млрд сомов).

В кредитном портфеле банковской системы в целом доля классифицированных кредитов по состоянию на 28 февраля 2011 года составила 16,5%  или 4,41 млрд сомов. На конец 2010 года эта цифра составляла 15,8% или 4,16 млрд сомов.

 

Каковы главные направления денежно-кредитная политика Нацбанка?

- Денежно-кредитная политика НБКР в 2010 году была в первую очередь направлена на обеспечение стабильности банковской и финансовой системы, поддержание оптимального баланса между задачами достижения стабильности цен и содействия экономическому росту.

Ожидаемый высокий бюджетный дефицит в 2011 году предполагает, что предложение денег будет осуществляться, главным образом, сектором государственных финансов. В этих условиях, особое значение будет иметь координация действий правительства и Национального банка. Согласование мер денежно-кредитной и бюджетной политики будет осуществляться в оперативном порядке в рамках межведомственного координационного совета.

Для ограничения монетарной составляющей инфляции Нацбанк регулирует денежную базу с использованием стандартных инструментов денежно-кредитной политики, ужесточая денежно-кредитную политику в ответ на наращивание бюджетных расходов, в том числе посредством увеличения операций по стерилизации избыточной ликвидности.

По данным Национального статистического комитета КР, годовое значение инфляции в феврале 2011 года к февралю 2010 года составило 19,4%.