Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Айылчы Сарыбаев, доктор экономических наук, профессор: «Оптимизация вузов приведет к новому централизованному виду коррупции в Кыргызстане»

26 Мая, 15:56  /   Обновлено в 16:20 26.05.2014

Бишкек. 26 мая. КирТАГ – Мунара Шадыманова. В Кыргызстане на сегодняшний день насчитывается более 50 вузов и подразделений. Сказать, что общество довольно качеством высшего образования, сложно. Министерство образования и науки КР инициировало проведение оптимизации системы высшего образования методом объединения и укрупнения вузов по профилю.

Таким образом, в республике вузов станет меньше в 8-9 раз.

Как нововведение скажется на образовательной системе и какие изменения могут повлечь за собой данная реформа рассказал в беседе с КирТАГ доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев.

- Как вы оцениваете систему образования в Кыргызстане?

- Я даю неудовлетворительную оценку. И систему не изменить, пока не изменится сознание людей. Получение высшего образования должно стать личным стремлением, побудительным фактором к получению более престижной и высокооплачиваемой работы в будущем. А главное, необходимо различать понятие покупки знаний от покупки оценок.  У нас, к сожалению, дурной пример подают чиновники, которые работают с купленными дипломами, а на всех углах кричат, что вузы продают дипломы.

- Укрупнение и объединение высших учебных заведений - к чему это может привести?

- Это отрицательно скажется на образовательной системе высшей школы Кыргызстана. Все это делается не для улучшения работы, а для создания видимости реформ и для удовлетворения амбиций отдельных лиц.

Существовавшая система образования была разрушена, а чиновники вместо того, чтобы восстанавливать и развивать систему, еще больше разрушают ее. Они хотят сделать проблемным получение высшего образования.

Сосредоточение специалистов в одном месте приведет к новому централизованному виду коррупции. Теневые деньги, поступающие от абитуриентов, которые дают «шапки» для, так называемых «разводящих», возрастут в 5-10 раз.

Объединение институтов, имеющих юридическую самостоятельность при университетах, в одну кассу, как раз на руку проверяющим органам. Они будут получать большие деньги. Будет уравниловка,  как при СССР, то есть на деньги студентов-контрактников будут учиться и бюджетники. Но для студентов-бюджетников средства выделяются из бюджета. Значит это будет на руку отдельным ректорам университетов, которые хотят иметь свободный доступ ко всем финансовым источникам.

Принцип должен быть один: я заплатил деньги за обучение, и МОИ деньги должны пойти только на МОЕ обучение. За счет денег одного родителя не должны учиться дети другого родителя.
В случаи, если такое произойдет, то родители и студенты могут подавать в суд на  инициаторов данной реформы. И, на мой взгляд, они имеют на это полное право.


-Как скажется на студентах и абитуриентах данные изменения?

- Я бы сказал, что это не дальновидная политика правительства. Школы Кыргызстана ежегодно заканчивают 60-70 тысяч детей. Не обеспечивая их работой, не зная, куда их девать, правительство еще и вузы закрывает.

Только в этом году школу закончили более 60 тысяч школьников, и почти все прошли республиканское тестирование (ОРТ).

- В министерстве сообщали, что после оптимизации количество вузов в регионах не уменьшится, но студенты там смогут получить лишь степень бакалавра и при желании в более крупном учебном заведении получить степень магистра. Получается для этого им надо приезжать в столицу?

- Такой подход – не лучший выход. Последствия скажутся быстро, это отток населения из регионов. Причем лучших перспективных слоев населения. Тем самым мы сами создаем условия для внутренней и внешней миграции населения из регионов.

-Как быть выпускникам университетов, для которых нет работы в стране?

- На это я скажу одно: учиться надо так, чтобы по окончанию университета работодатели сами за тобой бегали и предлагали работу. Я убежден, что знающий свое дело специалист всегда востребован. Если не здесь на родине, то за рубежом. Купить должность, имея купленный диплом – удел тех, кому нужны не знания, а должность.

Знание это огромный капитал. И мы не должны никого ограничивать в получении образования.