Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Авиакомпании Кыргызстана готовы к вылету из «черного списка» Евросоюза

21 Января, 15:13  /   Обновлено в 15:20 21.01.2014

Бишкек. 21 января. КирТАГ – Мээрим Маданбекова. Авиация Кыргызстана готовится к визиту Еврокомиссии, которая проведет ревизию авиакомпаний республики и определит, какие из них можно исключить из «черного списка» Евросоюза.

Заместитель директора агентства гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций КР Маратаалы Токтобеков в интервью КирТАГ рассказал о достигнутых результатах в данном направлении, задачах и перспективах работы воздушного ведомства.

- По этому вопросу (выхода из «черного списка» Евросоюза – КирТАГ) мы сейчас плотно работаем с комитетом по авиационной безопасности Евросоюза. Приблизительно в августе прибудут представители комиссии Евросоюза,  проведут аудит и определят, какие компании можно выводить из черного списка. Есть определенные направления по требованиям ИКАО  - это авиационная безопасность, обеспечение безопасности полетов. В этом направлении  у нас ведется работа. Сейчас  обновляется воздушный парк, проводится обучение персонала, вносятся  изменения в воздушный кодекс и авиационное право. Минтранс планирует выводить из черного списка по  1-2 компании.

- Сколько авиакомпаний сегодня летает в воздушном пространстве Кыргызстана? Сколько  из них отечественных и сколько зарубежных?

- У нас 17 собственных авиакомпаний, действующих на рынке. Из них  6 занимаются пассажирскими перевозками. Есть также  авиакомпании, занимающимися грузовыми перевозками,  вертолетные компании и компании, выполняющие спецработы. Среди зарубежных авиакомпаний больше всего российских, турецких, следом идут китайские авиакомпании и из арабских стран. Всего зарубежных -15, из них две выполняют рейсы только в летнее время.

- Цены на авиабилеты в разных компаниях сильно разнятся. Кто регулирует тарифную политику на воздушном рынке?

-Тарифы складываются  из рыночного спроса, как и в любой другой отрасли. Тарифная  политика на международных рейсах определяется в соответствии с политикой партнеров по воздушному пространству, и правительство  не вмешивается в этот вопрос. Что касается внутренних рейсов, если местная авиакомпания выполняет более 50% объема пассажирских перевозок, тогда ценовая политика  регулируется антимонопольным комитетом, если объем перевозок ниже 50%, тогда антимонопольный комитет не вмешивается. На цены влияет конкуренция. Чем больше компаний на рынке – тем ниже стоимость перелетов. К примеру, сейчас на московском направлении увеличено количество  авиарейсов, идет большая конкуренция, соответственно, и цены на авиабилеты намного  снизились.

- Мартаалы Токтобекович, что сегодня из себя представляет кыргызский авиапарк?

-Авиационный парк Кыргызстана состоит  из 63 воздушных судов, из них 32 со взлетной годностью. Из этих 32 самолетов  -15 западного типа. Такие модели, как Boeing 300-400, Boeing 300-500, Airbus и т.д . В марте этого года прибудет самолет  нового поколения  Boing  -737-800/

- А что касается безопасности полетов?
- Как вы знаете,  с 2012 года у нас приостановлен экспорт самолетов российско-советского типа. Пассажирские перевозки полностью  осуществляются современными воздушными бортами западного производства.
Безопасность полетов эта наша основная задача. У каждой авиакомпании есть свой летный директор, технический директор и свой инженер в аэропорту. За техническим состоянием самолета следит технический персонал авиакомпании.  Легкий ремонт проводится в аэропорту техниками  авиакомпаний и организацией «Манасаавиасервис». Сейчас аэропорт «Манас» ищет инвесторов, чтобы построить техбазу, которая  могла бы обслуживать зарубежные типы воздушных судов, поскольку  сложные формы обслуживания у нас не делают. Приходится ездить в другие  страны.

- Какой срок эксплуатации самолетов установлен в Кыргызстане?

- У каждого лайнера есть  свой календарный срок. Многое зависит от качества технического обслуживания и эксплуатации. У нас постановлением правительства определено, что с 2010 года в госреестр нельзя ставить самолеты старше  25 лет. Судна постарше могут летать, как грузовые, но не могут перевозить пассажиров.
В Европе могут использовать самолеты  30-40 лет. Состояние у них хорошее и за ними хорошо следят.

- Кыргызский авиаотряд не испытывает недостатка в квалифицированных кадрах?

- Есть такая проблема. Наш авиационный колледж готовит только специалистов средне-специального звена. За высшим летным образованием молодым специалистам нужно ехать за рубеж. В основном наши студенты едут в Россию, Турцию.

- Муратаалы Токтобекович, как скоро Кыргызстан станет воздушными воротами на центральноазиатском пространстве и что для этого делается?

-Мы занимаемся разработкой стратегии  развития гражданской авиации. И в последние 3 года гражданская авиация динамично развивается. В этом году аэропорт «Манас» отметил двухмиллионного пассажира.  Аэропорт «Ош» встретил миллионного.
Сейчас на базе аэропортов «Манас»  и «Ош»  мы хотим создать  трансконтинентальный региональный и региональный хаб. Полным ходом идет работа по реконструкции местных аэропортов. Воздушная отрасль Кыргызстана, фигурально выражаясь, готова к взлету.