Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Аскар БЕШИМОВ, экономист: КЫРГЫЗСТАН ВПЛОТНУЮ ПОДОШЕЛ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КОЛЛАПСУ

26 Августа, 15:12  /   Обновлено в 15:12 26.08.2010

Бишкек. 26 августа. КирТАГ – Игорь Шестаков. Средний уровень потребления в Кыргызстане составляет менее $2 в день на человека. Республика столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Сейчас речь идет не о том, как страна будет развиваться, а как ей выживать в ближайшие два года. Такого

Бишкек. 26 августа. КирТАГ – Игорь Шестаков. Средний уровень потребления в Кыргызстане составляет менее $2 в день на человека. Республика столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Сейчас речь идет не о том, как страна будет развиваться, а как ей выживать в ближайшие два года. Такого мнения о ситуации в республике придерживается эксперт международного делового совета Кыргызстана, экономист Аскар БЕШИМОВ. Об этом он рассказал в интервью КирТАГ.

 

- Политическая нестабильность значительно повлияла на все отрасли экономики, где по всем позициям идет снижение. Это, в первую очередь, касается ВВП, который по прогнозам к концу года снизится на 5,4-7% относительно прошлого года. Оно связано с основными отраслями экономики, такими как сфера услуг, торговля, сельское хозяйство и легкая промышленность. Уменьшается также и ликвидность банковского сектора. Инфляция по итогам 2010 года прогнозируется на уровне 11%. Начавшийся рост цен на товары первой необходимости будет усиливаться.

Особенно сложная ситуация складывается с продуктом №1 – мукой. И хотя в начале года минсельхоз заявлял, что пшеницей мы себя сами обеспечим, сейчас уже понятно, что ее придется импортировать, причем в условиях резкого повышения цен на зерно.

На начало апреля дефицит госбюджета составлял около 7 млрд сомов. Сейчас эта сумма превышает уже 20 млрд сомов ($1= 46,65 сом). К концу года показатель будет только увеличиваться.

Республика максимально приблизилась к экономическому коллапсу, когда средний уровень потребления составляет меньше $2 в день на человека. Сейчас речь идет не о том, как страна будет развиваться, а как ей выживать в ближайшие два года.

Ситуация будет усугубляться ростом социальной напряженности. Обнищание населения будет происходить на фоне постоянного роста цен и безработицы.

Сегодня стабильными являются лишь денежные переводы трудовых мигрантов. Именно они поддерживают большую часть населения.

 

- В какой степени, на ваш взгляд, Кыргызстан может рассчитывать на внешнюю помощь? Озвучен ее размер - $1,1 млрд, но нет уточнения, когда конкретно она будет предоставлена. С чем связана такая позиция стран-доноров?

 

- Любые крупные кредиты и гранты могут предоставляться только легитимной власти. А в Кыргызстане сегодня переходно-техническое правительство. На мой взгляд, о серьезной финансовой поддержке извне можно будет говорить только после того, как новый парламент сформирует кабинет министров.

Пока только правительство США объявило, что готово выделить $48 млн, остальные кредитные и грантовые линии на стадии обсуждения. Но в любом случае, спасительной роли они не сыграют.

При этом надо учитывать, что донорские средства не направляются на развитие стратегически важных секторов экономики. Речь идет о решении острейших социально-экономических проблем: выплате зарплат бюджетным работникам, восстановлении инфраструктуры южных регионов, социальной поддержке населения.

Все последние 10 лет Кыргызстан активно использовал внешние заимствования для этих нужд. Размеры этой кредитно - грантовой поддержки составляют примерно 25-30 % госбюджета.

Подчеркну, пока не придет легитимное правительство и не объявит свою конкретную программу действий, рассчитывать на значительную внешнюю помощь и, уже тем более, на инвестиции не стоит. И доноры, и инвесторы будут внимательно следить за заявлениями и конкретными делами нового кабинета министров и парламента, анализировать их. У нас же, как правило, слова и дела расходятся.

Взять хотя бы нашу позицию относительно внешней помощи. Здесь нам все должны и обязаны! А когда речь заходит о внешней политике - то мы самостоятельное и независимое государство! Живем по принципу; «не учи морально – помоги материально». Просим финансово-техническую поддержку у Казахстана и одновременно пытаемся национализировать казахстанские пансионаты. И забываем, что в плане экспорта товарной продукции мы на 60% зависим от казахского соседа. Где логика?

 

- Из всего перечня первоочередных задач, решение которых будет способствовать стабилизации экономической ситуации, какую вы ставите на первое место?

 

- Необходимо эффективно преодолеть теневую экономику и бороться с коррупцией. Это, кстати, было одним из основных требований апрельской революции. В теневом секторе сегодня вращаются, как минимум, два бюджета страны. И мы ясно видим, что уровень теневой экономики не только не снизился, а даже начал увеличиваться. Властям, видимо, не до этого, они заняты решением других проблем.

 

- На какой сектор экономики сегодня можно все-таки смотреть с надеждой? Сфера торговли? Энергетическая, горнорудная отрасли?

 

- В сфере торговли, в которой занята значительная часть населения, как вы знаете, идет снижение. Сегодня есть серьезные проблемы не только у мелких торговцев, но и у предпринимателей одного из крупнейших оптовых рынков «Дордой». И вопрос, как выжить «Дордою» - не праздный. Необходимо понять, что эра реэкспорта китайских товаров в Кыргызстане заканчивается. Если Кыргызстану удастся сохранить низкие таможенные пошлины на импорт товаров, то рынок будет жить за счет реализации товаров населению республики и жителям приграничных областей Казахстана. Но о крупных оптовых поставках с «Дордоя», как это было раньше, речь уже не идет.

Пока иная ситуация на оптовых рынках на юге страны, поскольку Таджикистан и Узбекистан, с которыми граничит этот регион, - не члены Таможенного союза.

Полагаю, что поднятие таможенных пошлин на импортную товарную продукцию в странах-участницах Таможенного союза вполне обосновано. Россия и Казахстан пытаются защищать своего внутреннего производителя и пресечь потоки контрабанды некачественных товаров. Если в Кыргызстане экономическая система будет честной, прозрачной и не коррумпированной, то и здесь начнут открывать китайские и турецкие СП. Возможно, это один из выходов для «Дордоя» и легкой промышленности.

Что касается энергетической и горнорудной отраслей, не думаю, что они смогут стать для экономики палочкой-выручалочкой. Горнорудная сфера располагает хорошим запасом золота. Но, во-первых, для ее развития требуются крупные зарубежные инвестиции. А, во-вторых, она должна служить интересам страны, а не отдельных чиновников. Так что можно говорить только об очень далеких перспективах.

То же касается и энергетического сектора, который требует глобальной модернизации.

Перспективной отраслью можно считать аграрный сектор, где мы имеем почти пять тысяч фермерских хозяйств. Но нужны господдержка, инвестиции и льготные кредиты. Большинство фермеров не могут купить сельхозтехнику. Да, что технику! Крестьянам элементарно не хватает денег на семена и ГСМ. Им тоже нужны инвесторы. Но какой здравомыслящий инвестор сейчас придет в Кыргызстан?

У нас сегодня самые большие экономические риски уже не только на уровне СНГ. Я полагаю, что нас надо сравнивать уже с неблагополучными африканскими странами. Есть, конечно, примеры государств, типа Сингапура. Но там, в период глобальных экономических преобразований никто не занимался политикой. У нас все происходит с точностью до наоборот.

Пока власти Кыргызстана не сделают ставку на экономическую стабильность, вместо политической борьбы, ситуация будет оставаться крайне сложной.