Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Асилбек Жээнбеков, спикер Жогорку Кенеша: «Хотелось бы видеть парламент Кыргызстана интеллигентным и высокообразованным»

20 Января, 16:40  /   Обновлено в 16:40 20.01.2012

Бишкек. 20 января. КирТАГ - Гульнара Болотбек кызы. Первое интервью в должности спикера парламента Кыргызстана Асилбек Жээнбеков дал информационному агентству КирТАГ.Ровно месяц назад депутат от фракции СДПК Асилбек Жээнбеков был избран новым торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.  За еди

Бишкек. 20 января. КирТАГ - Гульнара Болотбек кызы. Первое интервью в должности спикера парламента Кыргызстана Асилбек Жээнбеков дал информационному агентству КирТАГ.

Ровно месяц назад депутат от фракции СДПК Асилбек Жээнбеков был избран новым торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.  За единого кандидата от нового коалиционного парламентского большинства проголосовали 78 депутатов парламента.

Перезагрузка кыргызского парламента, прошедшая после выборов нового президента страны, кардинально изменила расстановку политических сил и влияния в Жогорку Кенеше. Фракция СДПК выиграла две самые мощные карты в политической колоде, возглавив две ветви власти - президентскую и законодательную. Этот факт послужил темой для многих разговоров и предположений, опасений и критики, что, мол, парламент станет «карманным», полностью подчиненным президенту.

Что думает об этом новый спикер? Как оценивает работу своего предшественника и парламента в целом за прошедший год? Какие задачи ставит перед собой и законодательной властью? Об этом интервью КирТАГ с Асилбеков Жээнбековым.

- Понятно, что вы не разделяете мнение о том, что в Кыргызстане идет монополизация политической власти, так как президент и спикер являются однопартийцами. Но ваш комментарий по этому поводу был бы очень своевременным.

- Начну с того, что Алмазбек Атамбаев приостановил свое членство в Социал-демократической партии Кыргызстана сразу после его избрания президентом страны на весь период своих полномочий главы государства. Это предписывает Конституция и устав СДПК.  Так что со дня подачи его заявления о приостановке его членства в партии, любые действия и заявления, сделанные от его имени или со ссылкой на него, связанные с деятельностью Социал-демократической партии Kыpгызстана, являются недействительными.

Что касается монополизации власти - это полнейшие домыслы и вымысли. Вспомните, по числу кандидатов на пост президента Кыргызстан побил все мировые рекорды. В списке были представлены все партии, общественные организации, частные лица…  Итоги выборов стали победой не только лично Атамбаева, но и программы и позиции СДПК. Если народ проголосовал - это выбор народа. А избрание меня спикером парламента - это выбор правящей коалиции.

Ни о какой монополизации или политическом лоббировании речи быть не может. Вступая в должность спикера, я сказал, что буду относиться ко всем одинаково, согласно регламенту парламента. Нарушения, противоречащие Конституции, будут жестко пресекаться. На первом месте всегда должны стоять интересы народа, это не пафос. Народ от нас ждет кардинальных реформ. Каждый из нас, каждая ветвь власти, должны тянуть свой воз, не перетягивая полномочия друг у друга. Все мы знаем последствия потери доверия народа.

- Многие считают вас слишком мягким человеком. И что вам будет сложно управлять нашим дерзким и шумным парламентом.

- Не согласен, что я мягкий человек. Кто меня близко знают, может подтвердить, каким я могу быть жестким и принципиальным. Другое дело, что я считаю себя интеллигентным человеком. И мою интеллигентность некоторые принимают за излишнюю мягкость. Но я бы очень хотел привить нашему, как вы заметили, дерзкому и шумному парламенту, долю интеллигентности и образованности, которых некоторым депутатам порой не хватает.

- В СМИ прошла информация о том, что кресло спикера вам обошлось в $400 тысяч…

- Полный бред! Черный PR. Я глубоко верующий человек и могу однозначно ответить, что на должность спикера пришел при поддержке моих коллег, которые отдали свои голоса и оказали мне высокое доверие. Могу с чистой совестью сказать, что на должность спикера пришел путем отбора и честно выиграл.

- Как вы оцениваете работу Жогорку Кенеша в 2011 году?

- В целом V-й созыв, можно сказать, успешно выполняет свою историческую миссию. Есть недостатки. Но мы не должны забывать, что это наши первые шаги в построении парламентской республики. Все пять парламентских фракции выполняют свои функции, активно работают. Решения принимаются в процессе демократичных обсуждений. Нет абсолютного большинства, как это было при «Ак-Жоле», партии, которая в свое время была создана искусственно. Пять фракций пришли в парламент на условиях жесточайшей борьбы. Это огромное достижение. И, несмотря на некоторые моменты и недостатки, в целом мы сработали нормально.

- Возглавив парламент, у вас появилась возможность исправить это «некоторые моменты и недостатки». С чего вы начнете? Какие планы на ближайшее время?

- Планы простые: согласно новой Конституции, осуществлять законодательную функцию. И в этом плане мы должны совершенствовать процедуру принятие законов. Парламент - орган, который выдает продукт - законы. И нам надо много работать над тем, чтобы повысить качество этого продукта. В развитых странах, к примеру, больше 90% законопроектов вносит правительства. У нас от правительства поступает около 70% законопроектов.  Поэтому мы больше заняты разработкой законопроектов, хотя основная функция парламента все-таки контрольная, экспертная. Мы сейчас работаем над тем, чтобы большая часть законопроектов поступало от правительства и полным пакетом.

- Вы поддерживаете проведение оптимизации и сокращения структуры Жогорку Кенеша?

 - Эти сокращения  проводятся не ради сокращения, а для оптимизации работы. При анализе выяснилось, что в аппарате есть дублирующие органы, одни отделы дублируют функцию других, штат раздут, особенно в управделами парламента. Исходя из этого, мы пошли на сокращения. Изучили деятельность и функции каждого отдела и сотрудника. Сократили настолько, насколько это было возможно. Дальше сокращать штат уже невозможно и нельзя. Оставлены отделы, которые необходимы для нормального функционирования деятельности Жогорку Кенеша.

Что касается отказа от льгот и привилегий.  Депутаты должны сами решить, готовы вы ли они от них отказаться. Многое из того, что названо привилегиями, является, по сути, рабочей необходимостью. Мы до предела оптимизировали структуру парламента. Сократили сотрудников аппарата торага, например, из четырех советника осталось всего два, из 9 машин остались 4, в целом из моего аппарата сокращено 12 человек. Я посчитал, что могу обойтись и без них.  Но я, к примеру, против того, чтобы ликвидировать автопарк парламента и передать его правительству. Это не даст экономии, но поставит парламент в некоторую зависимость от правительства. А я за то, чтобы материально-техническое обеспечение Жогорку Кенеша оставалось независимым.

- Кыргызстан стал первым государством Центральной Азии, вставшим на путь парламентского развития. Следом соседний Казахстан провел внеочередные парламентские выборы, по результатам которых казахстанский парламент тоже стал многопартийным. По крайней мере, формально в нижнюю палату прошли три партии. Однако, международные наблюдатели назвали эти выборы, не отвечающими принципам демократизма. Ваше мнение?

- Я не могу давать оценку процедуре или избирательной системе Казахстана, это внутренние дела страны. Это выборы моих коллег. Они прошли мирно и спокойно. Это очень важно. В мажилис прошли достойные представители, за которых проголосовал народ. Народ Казахстана сам сделал выбор. Но я надеюсь, что выборы прошли максимально демократично.

Могу лишь отметить, что каждый шаг в продвижении демократии на Центральноазиатском пространстве приближает нас всех к международному признанию и уважению, к тому месту, которое центральноазиатские страны достойны занять в мировом сообществе.