Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Александр Кремер, глава офиса Всемирного банка в КР: «Кыргызстан может оказаться на пороге кризиса, так как запасы золота на Кумторе иссякнут уже в следующем десятилетии»

23 Апреля, 15:19  /   Обновлено в 15:19 23.04.2012

Бишкек. 23 апреля. КирТАГ – Мадина Шералиева. Кыргызстан может оказаться на пороге кризиса, так как запасы золота на Кумторе иссякнут уже в следующем десятилетии. Такой прогноз в интервью КирТАГ сделал глава офиса Всемирного банка в Кыргызстане Александр Кремер.«Для Кыргызстана в последу

Бишкек. 23 апреля. КирТАГ – Мадина Шералиева. Кыргызстан может оказаться на пороге кризиса, так как запасы золота на Кумторе иссякнут уже в следующем десятилетии. Такой прогноз в интервью КирТАГ сделал глава офиса Всемирного банка в Кыргызстане Александр Кремер.

«Для Кыргызстана в последующие два года очень важно и критично развитие горнодобывающей промышленности, а именно разработка новых месторождений, поскольку запасы золота на руднике Кумтор начнут  заканчиваться уже в следующем десятилетии. Этот период важно использовать для совершенствования законодательной и регулирующей базы в сфере выдачи лицензий, поскольку это существенно повлияет на будущее страны», - подчеркнул Кремер.

- Господин Кремер, как вы оцениваете состояние экономики Кыргызстана в целом и на настоящий момент?

- Я думаю, что стране удалось пережить тот спад, который наблюдался в 2010 году. В целом экономика показывает позитивный рост. Однако  в новом 2012 году мы уже видим новые проблемы, возникающие в экономике. Я имею в виду заявление Кумтора о прогнозируемом спаде добычи золота.

Для Кыргызстана в последующие два года очень важно и критично развитие горнодобывающей промышленности, а именно разработка новых месторождений, поскольку запасы золота на руднике Кумтор начнут  заканчиваться уже в следующем десятилетии.

Сейчас доля Кумтора составляет треть экспорта страны, а также покрывает треть ее доходов. И все мы знаем, насколько коррупция препятствовала развитию горнодобывающей отрасли в прошлом. Именно поэтому для правительства очень важно в настоящее время работать в вопросах совершенствования законодательной и регулирующей базы в сфере выдачи лицензий, поскольку это существенно повлияет на будущее страны. И сейчас мы наблюдаем то, как правительство Кыргызстана обратило внимание на эти проблемы и мы предложили свою помощь в решении этих вопросов.

- Каковы прогнозы  Всемирного банка относительно снижения объема производства Кумтора, как это повлияет на экономику страны?

- По  нашему прогнозу, рост ВВП на этот году  прогнозировался на уровне 5%. Если  в этом году Кумтор снизит объемы производства на 30%, то наш прогноз  составит уже 0,9%. А теперь давайте добавим 11-12 лет, начиная с сегодняшнего дня, и представим, что запасы драгметалла в Кыргызстане истощаются,  и этот процесс идет перманентно. В итоге мы видим, как сильно это отражается на экономике страны. Именно поэтому мы заинтересованы  в оказании консультационной  помощи правительству Кыргызстана по улучшению законодательства, регулирующего горнодобывающую отрасль. Мы также согласились помочь правительству и показать на примере месторождения Тоголок, как можно прозрачно и  открыто выдавать лицензии инвесторам, с тем, чтобы эта модель стала примером при выдаче разрешений в отношении других месторождений Кыргызстана.

- Какова роль Всемирного банка в вопросе золоторудного месторождения Тоголок?

- Роль Всемирного банка заключается в оказании помощи при подготовке документов, необходимых для тендерных процедур, с тем, что обеспечить прозрачность и подотчетность процесса. И я хочу отметить, что, несмотря на то, что произошли изменения в руководстве Кыргызстана, интерес в концессии рудника Тоголок остается постоянным и устойчивым.

Мы готовы оказывать необходимое содействие правительству с тем, чтобы и в дальнейшем средства, поступающие от горнодобывающих предприятий, перенаправлялись прозрачно и адресно.

- Есть ли инвесторы, которые уже изъявили желание заняться разведкой и разработкой этого  месторождения?

- Мы еще до этого не дошли, первый этап включает в себя подготовку геологической документации. Второй этап предполагает подготовку тендерной документации, и именно на этом этапе мы сейчас находимся. То есть, сейчас слишком рано говорить о том, кто из инвесторов выразил какой-либо интерес.

- Но почему именно это месторождение?

- Почему именно Тоголок:  дело в том, что правовой статус этот месторождения ясен, он не вызывает сомнений, в отличие от статуса других месторождений.

- В настоящее время в парламенте рассматривается пакет закона «О недрах», который был разработан с учетом ваших рекомендаций. На ваш взгляд,  реформирование законодательства действительно сможет улучшить ситуацию в этой области?

- Нет никаких сомнений, что та работа, которая проводится в этом направлении, существенно улучшит ситуацию. И сейчас Всемирный банк предоставляет всевозможные  консультации и рекомендации правительству Кыргызстана, чтобы законодательство, регулирующее горнодобывающую промышленность, вобрало в себя  лучший международный опыт. Но все будет зависеть от того, насколько внимательно правительство страны будет прислушиваться к нашим советам, мы не можем ничего навязывать, поскольку это суверенное государство. 

- Какую помощь в 2012 году намерен оказать Всемирный банк Кыргызстану и сколько планирует выделить средств на это?

- Что касается  программы Всемирного банка, рассчитанной  на 2011 - 2013 годы, – ее основной фокус направлен на социальную и государственную поддержку, от которой зависит большая часть населения страны, а именно на образование, здравоохранение и социальную защиту. В  этом году мы предполагаем выделить $30 млн на сектор образования и здравоохранения.  Еще $30 млн будет выделено на поддержку государственного бюджета. Кроме того, сейчас мы ожидаем ратификацию в парламенте дополнительно $24 млн по проекту здравоохранения и социальной защиты. В целом программа  помощи Всемирного банка 2012 года будет способствовать стабилизации бюджета и поддержке социальных услуг.

- Каким образом будет происходить передача  данных средств правительству Кыргызстана и на каких условиях?

- Условия, по которым средства выделяются Кыргызстану, можно назвать лучшими во всем мире, поскольку 45% выделяемых средств выдаются на грантовой основе. К примеру, с начала революций в Кыргызстане мы выделили уже $90 млн таких средств. Остальные 55% это высокольготные, беспроцентные кредиты. При этом  период возврата этих средств составляет 40 лет. И я очень рад, что эти средства выделяются на самых лучших условиях в мире, и я также понимаю обеспокоенность правительства на предмет задолженности. Но я надеюсь, что те средства, которые предоставляются Кыргызстану, позволят со временем улучшить экономическую ситуацию в стране с тем, чтобы вернуть эти долги.

- Можете ли вы привести наиболее яркий пример неэффективного использования кредита?

- Я обеспокоен ситуацией, сложившейся  в секторе водоснабжения. Из-за недостаточного финансирования сектора многие системы водоснабжения и санитарии пришли в негодность, поскольку большинство из них были построены более 50 лет назад, во времена Советского Союза.  Сказывается и частая передача руководства сектором от одного ведомства к другому. А нужды в секторе водоснабжения огромны: требуется улучшение,  как и институциональной,  так и технической базы.  

Так, например, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) 2009 года, дефицит инвестиций, необходимых для полного охвата систем водоснабжения и санитарии в Кыргызстане, составляет около $400 млн, включая водопроводное водоснабжение в городской и сельской местности.

И я знаю, что  во время последней избирательной кампании население предъявляло жалобы кандидатам на предмет качества питьевой воды. И, к сожалению, эта сфера именно тот сектор, где мы не совсем успешно работали. 

- Международная финансовая корпорации (IFC)  является членом группы Всемирного банка и  выдает займы нашим микрокредитным компаниям, которые затем  выдают эти кредиты населению. Недавно по Кыргызстану прокатилась волна суицидов среди заемщиков микрокредитных организаций, которые не смогли вернуть кредиты и высокие проценты. Микрокредитные организации оправдываются, что сами берут займы под высокие проценты. Возможно, ли снизить  процентные ставки на этапе предоставления займов от IFC нашим микрокредитным организациям?

- Микрофинансовый сектор в Кыргызстане считается самым эффективным и продуктивным по сравнению с другими странами. Конечно, процентные ставки высокие, но это обусловлено тем, что сама стоимость выделения микрокредита людям, которые живут в отдаленных уголках страны, обходится дорого. И я думаю, самая большая ошибка, которая может быть сделана - это установление какого-либо потолка на процентные ставки, по которым выдаются микрокредиты. Это приведет к тому, что микрокредитные компании не смогут  больше выделять микрокредиты в силу высокой затратности. И тогда люди, которые надеялись на такого рода помощь, будут вынуждены обращаться к частным лицам, ломбардам, где эти процентные ставки гораздо выше.

Мы знаем, что в силу макроэкономических условий, которые существуют в Кыргызстане на сегодняшний день, коммерческие банки устанавливают процентные ставке на уровне 23%. И поэтому необходимо поддерживать и развивать микрофинансовые компании. А улучшение общей макроэкономической ситуацией в будущем будут способствовать снижению процентных ставок.