Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

АХМАТБЕК КЕЛДИБЕКОВ, спикер Жогорку Кенеша Кыргызстана: «ПАРЛАМЕНТ СТАЛ ПЛОЩАДКОЙ, ГДЕ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ»

26 Апреля, 10:22  /   Обновлено в 10:22 26.04.2011

Бишкек. 26 апреля. КирТАГ- Кайыргуль Урумканова. В рамках проведения парламентской Ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА)свой первый визит в Казахстан в качестве спикера парламента Кыргызстана совершит Ахматбек Келдибеков.А.Келдибеков в Кыргызстане занимает одну из ключевых позиций на власт

Бишкек. 26 апреля. КирТАГ- Кайыргуль Урумканова. В рамках проведения парламентской Ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА)свой первый визит в Казахстан в качестве спикера парламента Кыргызстана совершит Ахматбек Келдибеков.

А.Келдибеков в Кыргызстане занимает одну из ключевых позиций на властном олимпе. Спикер - благодаря новой конституции Кыргызстана, а страна отныне парламентская республика, первое лицо в государстве. Что же это такое - парламентская республика, разговоры о которой иногда возникают в Казахстане? Какие противоречия в связи с этим возникают в Кыргызстане?

На эти и другие вопросы КирТАГ  отвечает спикер Жогорку Кенеша Кыргызстана Ахматбек Келдибеков.

 

Как вы оцениваете начало деятельности Жогорку Кенеша, который вернул себе все контрольные функции в стране?

 

- Я бы оценил его деятельность средне, но с уклоном  к успеху. После апрельских событий 2010 года и после мартовских событий 2005 года, (даты II и I революций в Кыргызстане - КирТАГ), эти годы друг на друга стали похожи. Ведь после первой революции я стал депутатом парламента, а после второй еще и его председателем. Сейчас,  пока идет стабилизация ситуации, все политические стороны приходят к единому мнению, находят общий язык друг с другом, это естественные явления. Но все идет к улучшению, депутаты начали больше заниматься законотворчеством и контрольной функцией, это хорошо. Были моменты, когда политические споры, баталии преобладали, нежели  законотворчество.

 

Сколько законов было принято за 4 месяца работы?

 

- Около ста. В первом, втором чтениях, в основном, поступающие законопроекты стараемся принять. Вновь разрабатываемые  законы проходят свои процедуры, это юридические заключения, общественные обсуждения, рассмотрения во фракциях, комитетах.

 

На прошлой неделе вы призвали депутатов срочно принять три основных закона. Расскажите об этом поподробнее.

 

- Осенью будут выборы президента, мы должны в срочном порядке принять  законопроекты об избрании депутатов Жогорку Кенеша, президента страны. Конституция у нас другая, форма правления парламентская, поэтому предыдущий закон об избрании президента имеет другие нормы. Мы должны также принять законы о центральной избирательной комиссии и о судебной системе, чтобы она была более прозрачной и в корне поменялась бы судебная система. Эти законы повлияют на выборы.

 

Каковы взаимоотношения между парламентом и правительством?

 

- Нормальные. Правительству надо помогать, законопроекты, которые принимаются парламентом, правительство должно реализовывать, программа, которую утверждает Жогорку Кенеш, правительство должно исполнять эффективно.

Но  мы еще не отошли от  президентской формы правления, когда правительство начинает противостоять парламенту. Это единое целое, поэтому мы постепенно научимся тому, когда правительство будет непосредственно выполнять все программы и законы Жогорку Кенеша.  Споры возникают по разным законопроектам, где правительство хочет провести  упрощенный вариант законов, забрать больше себе полномочий.

 Но, раз мы выбрали парламентскую форму правления, мы в ответе перед народом  за  эффективное  управление государством,  эффективность принимаемых законов.

 

А каковы  личные отношения у спикера с премьер-министром?

 

- У меня нормальные отношения, общаемся часто, иногда, бывает, несколько раз в день созваниваемся, иногда обсуждаем вопросы в течение двух-трех дней, по мере необходимости. Мы общаемся, никаких проблем в отношениях нет.

 

Можно ли сегодня сказать, что парламент решает все значимые вопросы, касающиеся жизнедеятельности страны?

 

- Не могу на 100% сказать «да», потому что Конституцию приняли, форму правления изменили, но мы приводим все нормативно-правовые акты в соответствии с новой Конституцией. Когда мы это сделаем, вот тогда я смогу сказать, что мы можем полностью решать все значимые вопросы, касающиеся жизнедеятельности страны.

Это требует времени. Полномочия Жогорку Кенеша, правительства и президента расписаны в Конституции, поэтому надо привести все нормы в соответствие с ней.

 

В парламенте Кыргызстана 120 депутатов. У каждого из них свои амбиции, как управляетесь с ними?

 

- Я стараюсь находить с ними общий язык в рамках закона. Поэтому, любому депутату нового созыва, пока он привыкнет, пока научится, ощутит сущность парламента, требуется определенное время. Сейчас все притираются друг к другу,  через год, через два работа улучшится. Поэтому я всегда стараюсь им сказать так: да, во время выборов мы представляли разные партии, а парламент -  это общее целое, он состоит из коалиционного большинства и меньшинства, но, когда рассматриваются вопросы, касающиеся кыргызского народа, нашего государства, все должны находить общий язык друг с другом.

 

Что вы скажете о соблюдении депутатами этики?

 

- Я призываю, чтобы они друг друга уважали, не оскорбляли. Если есть претензии, то не старались рассматривать это на уровне личности, а по существу дела. Я всегда им говорю - насколько мы себя сейчас покажем, это будет  примером для всего кыргызского народа.

Но, тем не менее, это коллектив.  Где бы ни было -  в школе, в вузе, в организациях, всегда в коллективах происходят стычки, понимаете, их невозможно искоренить на 100%. У нас тоже происходят перепалки, словесные споры.  Это, прежде всего, зависит от самого человека.  Такие вещи происходят не только у нас, такие вещи происходят в парламентах всего мира. В цивилизованных, развитых странах это происходит.

 

Как вы прокомментируете скандалы с разоблачениями в парламенте, когда экс-генпрокурор обвиняет главу комитета нацбезопасности и первого вице-премьера страны?

 

- То, что парламент стал площадкой, где можно выразить свою точку зрения, это очень хорошо, я к этому всегда призывал. Вместо того, чтобы на улице митинговать, делать какие-то заявления, я всегда и НПО, и гражданскому обществу, и политическим партиям говорил, что я, как спикер, готов предоставить площадку, чтобы все споры решались в стенах Жогорку Кенеша, с участием депутатов, отдельных фракций. Я очень рад, что такие акции постепенно с улицы переходят непосредственно в парламент.

 

Перед парламентскими выборами вы посетили Казахстан и встретились с Нурсултаном Назарбаевым. Что вы обсуждали на этой встрече?

 

- До парламентских выборов мы с Камчыбеком Ташиевым (один из лидеров партии «Ата-Журт» - КирТАГ) встречались с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.  Мы хотели обозначить приоритеты.  Он нам дал свое напутствие на выборах, можно сказать благословение, и, думаю, благодаря этому благословению, партия «Ата-Журт»  прошла в парламент.

 

Вы даже назвали Назарбаева лидером всей Центральной Азии?

 

- Он и является лидером, не только своего государства. Вы посмотрите, Казахстан сегодня является одним из сильнейших государств не только в Центральной Азии. Экономика Казахстана давно ушла вперед, и это заслуга Назарбаева.

 

Справка:

Ахматбек Келдибеков родился 15 июня 1966 года в Алайском районе Ошской области Кыргызстана. В 1990 году окончил Воронежский политехнический институт по специальности «инженер-механик».

С 2001 по 2002 год работал замминистра финансов, в 2002-2005 годы был главой Соцфонда. В марте 2005 года депутат - председатель комитета по бюджету и финансам.

 В 2008-2009 годы – был главой госкомитета КР по налогам и сборам. С 2009 по 2010 год -  председателем государственной налоговой службы Кыргызстана. 

В октябре 2010 года по списку демократической партии «Ата-Журт» избран депутатом Жогорку Кенеша V созыва. 17 декабря 2010 года избран торага (председателем) парламента.

Партия «Ата-Журт» вместе с партиями СДПК и «Республика» образовали коалицию в парламенте и сформировали правительство. По коалиционному соглашению «Ата-Журт», СДПК  и «Республика» распредели между собой портфели спикера, премьер-министра и первого вице-премьера.