На русском
20
Октября
Бишкек
81.03 1.19
68.64 0.20
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Данил Ибраев, министр ЕЭК: «Интеграция – мощный стимул для Кыргызстана в рамках экономического союза»

09 Ноября, 10:25  /   Обновлено в 10:31 09.11.2015

Бишкек. 9 ноября. КирТАГ – Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Какие это несет риски и возможности для него и других стран-членов союза и насколько высоки ожидания от участия Кыргызстана в ЕАЭС? На эти и другие вопросы в интервью КазТАГ ответил член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии Данил Ибраев.

  
- Данил Турсунбекович, какова ситуация во взаимной торговле между Кыргызстаном и Казахстаном?
  
- Товарооборот наших стран за январь-август 2015 года составил $558,6 млн. В 2014 году за аналогичный период данный показатель составлял $691,3 млн. В связи с мировой экономической ситуацией данный показатель снизился, однако мы ожидаем позитивную тенденцию в ближайшем будущем. На данный момент удельный вес Казахстана в товарообороте Кыргызстана на второй квартал 2015 года составляет 14% и занимает третье место после России – 26,7%, и Китая – 16,8%.
Кыргызстан поставляет в Казахстан электроэнергию, животных, молочные продукты, овощи и фрукты, одежду и др. Из Казахстана в Кыргызстан завозятся уголь, пшеница, пшеничная мука, растительное масло, неорганические химические вещества, минеральное сырье. Данная статистика показывает тенденцию до вступления в союз, то есть до 12 августа 2015 года. Надеюсь, что теперь, после вступления Кыргызстана в ЕАЭС и снятия таможенного контроля, товарооборот между нашими странами будет расширяться.
  
- Что изменилось на границах со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС?
  
- Со дня ратификации прошло чуть больше двух месяцев, за это время на 8 пунктах пропуска, расположенных на кыргызско-казахской границе, был снят таможенный контроль. Процесс прохождения товара через границы улучшился, что, на мой взгляд, благоприятно сказывается на двусторонних торговых отношениях. 19 октября было опубликовано решение о снятии санитарных и фитосанитарных мер на границе между нами. Данное решение вступит в силу через 30 дней, то есть до конца ноября.
Тем не менее остается открытым вопрос отмены ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, который вступит в силу только после того, как будут завершены все необходимые инспекционные мероприятия в данной сфере. Этот вопрос решается на основании и реализации требований к Кыргызстану. В итоге решения должны быть приняты консенсусом, пятью странами союза. Мы надеемся, что с помощью государств-членов ЕАЭС мы преодолеем эти препятствия в ближайшее время.
  
- Насколько высоки ожидания по поводу потенциальных выгод от вступления страны в ЕАЭС? Не исключаете ли определенное разочарование, если эти ожидания не оправдаются в полной мере?
  
- При реализации дорожных карт по присоединению Кыргызстана к ТС и ЕЭП еще на начальном этапе неоднократно отмечалось представителями уполномоченных органов, экспертами, в том числе и мною, что преимущества, которые есть, сами по себе не приходят. Для этого необходимо проводить работу с национальными структурами, бизнес-ассоциациями и компаниями в целях повышения конкурентоспособности национальных производителей товаров и услуг.
Ожидание развития позитивной динамики было достаточно высоким, однако сегодня еще существует множество барьеров, изъятий и ограничений, которые нам предстоит преодолеть и устранить для реализации полноценного перемещения всех четырех свобод. Что касается возможного разочарования со стороны каких-либо компаний, то важно понимать: где формируется общий рынок, как правило, кто-то выигрывает в большей степени, а кто-то - в меньшей, но в общем балансе наши страны должны получить положительный результат.
К плюсам можно отнести рост товарооборота между нашими странами, увеличение поступлений в бюджеты за счет таможенных платежей и налогов, расширение рынков сбыта товаров благодаря снятию таможенных барьеров и отмене санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля.
На сегодняшний день Евразийской экономической комиссией определены 227 изъятий и ограничений и порядка 49 барьеров. Совместными усилиями, я уверен, все это будет достигнуто. Всем нам хочется, чтобы граждане нашего государства жили лучше, а участие в ЕАЭС дает толчок для движения в этом направлении, поэтому других вариантов развития событий мы и не предполагаем.
Что же касается цен, то уровень инфляции составил 101,1% (сентябрь 2015 года к декабрю предыдущего года), аналогичный показатель в 2014 году составил 105%; среднегодовое значение инфляции (январь-сентябрь 2015 года к январю-сентябрю 2014 года) составило 107,4%, тогда как за январь-сентябрь 2014 года - 106,8%.
  
- Не секрет, что в Кыргызстан последнее время активно завозились из-за рубежа автомобили с целью дальнейшей их перепродажи в Казахстан и другие страны. В результате их расчеты не оправдались...
  
- Говорить о том, что бизнес Кыргызстана был нацелен только на то, чтобы завозить автотранспортные средства для возможности перепродажи, не совсем верно, о чем говорит и статистика. А мы понимаем, что автомобили - это тот товар, который является строго прослеживаемым (оплата таможенных ввозных пошлин, регистрация и т. д.).
Необходимо отметить, что до 2014 года автотранспортные средства на рынке Кыргызстана стоили дешевле, чем на рынках наших стран-партнеров, в связи с чем, конечно же, владельцы автомобилей рассчитывали, что при вступлении в ЕАЭС они смогут реализовать свой товар по более выгодной цене.
На сегодняшний день ситуация на рынке как в Кыргызстане, так и во всех государствах – членах союза изменилась в связи с высокой девальвацией национальных валют, так же как и снижение покупательной способности. Итогом стало то, что завозить автотранспортные средства в некоторых случаях стало выгодней не из Кыргызстана, а из Российской Федерации.
Необходимо добавить, что наше государство, как и Армения, имеет изъятия сроком на 5 лет по ввозу автотранспортных средств, в связи с чем завезенные/завозимые в 2014 году и до 2020 года автомобили могут быть проданы в Казахстане только с учетом обязательной доплаты разницы в таможенных пошлинах и соответствия техническим регламентам.
  
- Как Вы считаете, отразится ли на Кыргызстане вступление Казахстана в ВТО?
  
- Кыргызстан является членом ВТО с 20 декабря 1998 года, Армения - с 2003 года, Россия присоединилась к организации в 2012 году. Мы очень рады, что в наши ряды вступит и Казахстан. Генеральный совет ВТО одобрил пакет основных договоренностей по присоединению Казахстана к ВТО, что позволяет стать его членом к концу ноября 2015 года. Часть обязательств Казахстана должны быть имплементированы в право ЕАЭС уже к 1 декабря 2015 года.
Тем не менее важно понимать, что членство в ВТО предполагает наличие определенных обязательств по открытию своего рынка участникам внешнеэкономической деятельности других стран-участниц ВТО. Так, в рамках обязательств для Казахстана предусмотрено в отношении ряда товаров (порядка 3341 позиции) применение более низких ставок ввозных таможенных пошлин, чем установлены на сегодняшний день в единый таможенный тариф ЕАЭС.
Первый этап по формированию перечня товаров, в отношении которых Казахстаном в связи с обязательствами перед ВТО будут применяться ставки ввозных пошлин, более низкие по сравнению со ставками экономического союза, уже практически пройден. Перечень состоит из 1347 товарных позиций и был утвержден на заседании совета ЕЭК 14 октября. Условием вывоза таких товаров с территории Казахстана на таможенную территорию ЕАЭС является доплата разницы уплаченных таможенных платежей.
Кроме того, на заседании Высшего евразийского экономического совета 16 октября был подписан протокол «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС», который определяет особенности регулирования ввоза и обращения отдельных товаров на таможенной территории союза в связи с присоединением Казахстана к ВТО, а также принято решение Высшего совета «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации».
  
- Будут ли ограничены в свободном обращении какие-либо товары?
  
- Отдельно выделен ряд чувствительных товаров из перечня изъятий, по которым вывоз будет ограничен. Речь идет, прежде всего, о сахаре-сырце и производимом из него сахаре белом, вывоз которых на территории других государств-членов не допускается. Не допускается также вывоз с территории Казахстана товаров, подлежащих ветеринарному контролю, таких как, например, живой крупный рогатый скот, мясомолочная продукция, рыба и т. д., импортированных в Казахстан из третьих стран по требованиям, отличающимся от требований в сфере ветеринарно-санитарных мер ЕАЭС.
Для вывоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю на территорию стран ЕАЭС, Республика Казахстан будет обеспечивать прослеживаемость происхождения и перемещения таких товаров и передавать соответствующие данные в национальные системы тех государств-членов, куда этот товар перемещается.
Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Казахстана с применением пониженных ставок ввозных пошлин, могут временно ввозиться на территории других государств-членов лицами, постоянно проживающими в Казахстане, и в случае если эти транспортные средства зарегистрированы на его территории на указанных лиц на основании документов, содержащих отметку о выпуске в обращение этих транспортных средств с применением пониженных ставок ввозных таможенных пошлин.
Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехника из перечня изъятий не могут вывозиться за пределы Казахстана без уплаты разницы ввозных пошлин, а также без соблюдения всех правил оптовой, розничной реализации и маркировки таких товаров. В итоге, конечно же, для Казахстана возникают преференциальные условия для наращивания торговли со странами ВТО, что, я уверен, даст определенный толчок для вашей республики в ценовом, количественном и ассортиментном факторах.
  
- В Казахстане и России накануне вступления Кыргызстана в ЕАЭС были опасения массового реэкспорта китайских товаров, в том числе под видом кыргызских. Можно ли говорить о том, что вероятность такого сценария полностью исключена?
  
- В процессе интеграции Кыргызстан не взял ни одного изъятия, то есть на территорию нашей страны товары ввозятся по тем же таможенным пошлинам, что и в другие страны союза. При этом для импортируемых товаров из Китая в Кыргызстан также применяются все предусмотренные требования, касающиеся технических регламентов, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер. Здесь должны эффективно работать соответствующие органы, занимающиеся таким контролем.
Вместе с тем Кыргызстан планирует увеличить экспорт товаров собственного производства, таких как плодовоовощная продукция, мясная и молочная продукция, а также продукция текстильного и швейного производства. В то же время около 30% товаров, находящихся на рынке, - это национальное производство. Учитывая возрастающую конкурентоспособность, предприниматели должны быть более предприимчивы, и только в этом случае с течением времени производство Кыргызстана будет набирать обороты.
  
- Казахстанские компании, банки и просто граждане в качестве туристов традиционно присутствуют на кыргызском рынке. Считаете ли Вы, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС это присутствие увеличится?
  
- Интеграция Кыргызстана явилась стимулом для более активного присутствия компаний, банков и самих граждан. Если говорить про компании, то в рамках единого рынка услуг предполагается свободное оказание услуг без необходимости учреждения, взаимного признания разрешений и квалификаций персонала по 43 секторам (для Казахстана - 23 сектора), которые уже действуют, а в соответствии с планом либерализации к единому рынку услуг будут дополнены еще 21 сектором услуг (для Казахстана предусмотрены 11 изъятий о применении не ранее 2025 года).
Со вступлением нашего государства в союз численность предпринимателей на территории Кыргызстана будет только увеличиваться, так как у нас, как известно, очень либеральная финансовая и налоговая системы. Относительно перемещения граждан также можно выделить упрощенную процедуру при пересечении границ с увеличением сроков регистрации до 30 дней, что значительно упрощает въезд и пребывание туристов в Кыргызстане.
Как известно, наша страна является привлекательной в сфере охотничьего, приключенческого, лечебно-оздоровительного, горнолыжного, экотуризма и, конечно же, отдыха на Иссык-Куле. Все это как нельзя кстати привлекает иностранных граждан.
Что касается вытеснения или наполнения рынков капитала, услуг, товаров предпринимателями Кыргызстана в Казахстане и наоборот - все будет прямым образом зависеть от умения, технологий, активности и, наконец, везения находиться в нужном месте, в нужное время. Как я уже упоминал, создаются возможности для того, чтобы приложить недюжие усилия и взять - именно взять, а не получить - потенциал роста и развития.
  
- Благодарю за интервью!